ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Lung damage in rheumatoid arthritis: Complex points of clinical practice

Beketova M.F., Georginova O.A., Krasnova T.N.

1) M.V. Lomonosov Moscow State University; 2) Medical Scientific and Educational Center of M.V. Lomonosov Moscow State University
Abstract. The most severe systemic manifestations of rheumatoid arthritis (RA) include interstitial lung disease, which can become a symptomatic feature of the disease. With the development of pulmonary damage in RA patients, the range of differential diagnosis should include the point of toxic effects of methotrexate used for RA treatment, as well as infectious diseases, in particular tuberculosis. The presented case demonstrates the difficulties of pulmonary lesions’ differential diagnosis in RA patients.

Keywords

rheumatoid arthritis
interstitial lung disease
tuberculosis
methotrexate

ВВЕДЕНИЕ

Ревматоидный артрит (РА) – иммуновоспалительное ревматическое заболевание (ИВРЗ), характеризующееся хроническим эрозивным артритом и системным поражением внутренних органов, включая органы дыхания. При РА возможно развитие интерстициального заболевания легких (ИЗЛ), формирование легочных ревматоидных узелков, развитие плеврита. У пациентов с РА могут наблюдаться сопутствующие заболевания, такие как бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, хроническая обструктивная болезнь легких. Иммуносупрессивное лечение РА также порой осложняется легочными инфекциями, включая туберкулез. Возможно лекарственное поражение легких, в частности, при назначении метотрексата [1, 2].

Представляем клиническое наблюдение, демонстрирующее сложности дифференциальной диагностики поражения легких различного генеза при РА.

ОПИСАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ

Пациентка Л., 68 лет, страдающая ожирением 2-й степени (индекс массы тела 36,85 кг/м2), в ноябре 2022 г. была госпитализирована в отделение терапии Медицинского научно-образовательного центра МГУ им. М.В. Ломоносова с жалобами на ноющие боли, в мелких суставах кистей, лучезапястных, коленных, плечевых суставах, максимально выраженные в ночные и утренние часы, утреннюю скованность в кистях длительностью до 30 мин, ограничение движений в суставах в течение дня, одышку при небольшой физической нагрузке, эпизодический сухой кашель, выраженную общую слабость.

В сентябре 2016 г. по данным компьютерной томографии (КТ) в легких были впервые выявлены мультифокальные двусторонние изменения. Примерно с этого же времени появились боли в суставах, выраженная утренняя скованность. С декабря 2016 г. прогрессировала дыхательная недостаточность, что потребовало госпитализации в марте 2017 г. В результате обследования был диагностирован серопозитивный РА с высокой гиперпродукцией ревматоидного фактора (РФ – 668 МЕ/мл), антител к циклическому цитруллинированному пептиду (АЦЦП – 67,2 Ед/мл) и выраженной лабораторной воспалительной активностью (С-реактивный белок – 47,3 мг/л). Антинуклеарный фактор (АНФ) – отрицательный. При КТ в легких были выявлены двусторонние множественные очаги до 4–6 мм в диаметре, вероятно, фиброзного характера, в S6 справа – перибронхиальные очаговые уплотнения до 51 × 85 × 50 мм, с участком консолидации, вероятно, воспалительного характера. Обращало на себя внимание наличие кальцификации внутригрудных и правых подмышечных, подключичных лимфоузлов. Со слов пациентки, при обследовании данных в пользу туберкулеза получено не было. Поражение легких рассматривалось в рамках ИЗЛ при РА.

Пациентке была назначена терапия глюкокортикоидами (ГК) и метотрексатом, которую она в дальнейшем регулярно не принимала. С июня 2022 г. отмечалось ухудшение состояния с усилением артралгий и вовлечением новых суставов, формированием деформации пальцев кистей по типу бутоньерки и шеи лебедя, нарастанием одышки с появлением сухого кашля. В октябре 2022 г. пациентка возобновила лечение метотрексатом в дозе 20 мг/сут.

В ноябре 2022 г., как отмечалось, пациентка была госпитализирована в Медицинский научно-образовательный центр МГУ им. М.В. Ломоносова, где у нее были выявлены признаки высокой активности РА – клинические (симметричный артрит с болями воспалительного характера, DAS28 5,4, рентгенологические признаки эрозивного артрита 3-й стадии) и лабораторные (С-реактивный белок – 10 норм, РФ – 8,5 норм). Это сопровождалось тяжелым поражением легких, потребовавшим оксигенотерапии, с выраженной бронхиальной обструкцией (объем форсированного выдоха за 1-ю секунду 45%, жизненная емкость легких 52%, форсированная жизненная емкость легких 54%), аускультативной картиной крепитации по всем полям легких, КТ-признаками двусторонних изменений в легких (рис.) с паттерном неспецифической интерстициальной пневмонии (НСИП), формированием тракционных бронхоэктазов, умеренной количественной лимфаденопатией подмышечных и шейных лимфоузлов. Лечение включало бронхолитики и муколитики (будесонид, ипратропия бромид + фенотерол, амброксол), на фоне его проведения наблюдались положительная аускультативная динамика, уменьшение одышки. Вероятность «метотрексатового легкого» была отвергнута с учетом нерегулярного приема пациенткой метотрексата и назначения этого препарата на фоне уже имевшегося поражения легких. Принимая во внимание наличие кальцификации лимфоузлов, больной была выполнена туберкулиновая проба (T-spot), получен пограничный результат.

79-1.jpg (41 KB)

Пациентка была направлена в Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза для обследования с целью исключения туберкулезной инфекции, где были получены отрицательные результаты пробы с туберкулезным рекомбинантным аллергеном, трехкратного исследования в мокроте кислотоустойчивых микобактерий и ДНК микобактерий туберкулеза. Таким образом, данных в пользу специфического процесса выявлено не было, кальцинаты в левом легком, подмышечных лимфоузлах и селезенке были расценены как остаточные изменения после перенесенного (вероятно, в детстве) туберкулеза. Лечение, включавшее ГК (ингаляционно, преднизолон внутримышечно 60 мг/сут в течение 10 дней, затем внутрь 5 мг/ сут), бронхолики и муколитики, сопровождалось уменьшением одышки.

При повторной госпитализации в Медицинский научно-образовательный центр МГУ им. М.В. Ло­мо­но­сова в январе 2023 г. на фоне приема метилпреднизолона 4 мг/сут у пациентки наблюдалось улучшение функции внешнего дыхания (объем форсированного выдоха за 1-ю секунду 49%, жизненная емкость легких 61 %, форсированная жизненная емкость легких 61 %), КТ легких без существенной динамики. Отмечалось уменьшение артралгий в суставах кистей, коленных, голеностопных суставах (DAS28 4,9) и снижение лабораторной воспалительной активности РА (С-реактивный белок – 5,8 мг/л). Поражение легких было расценено в рамках ИЗЛ при РА. В качестве лечебной стратегии выбрана монотерапия ГК (метилпреднизолон 8 мг/сут), назначен курс фторхинолонов (офлоксацин 200 мг/сут). Продолжено наблюдение пациентки.

ОБСУЖДЕНИЕ

В представленном клиническом наблюдении у пациентки с РА можно было предполагать различные варианты поражения легких: в рамках высокой активности РА, из-за лекарственной реакции на метотрексат или вследствие инфекционных осложнений, в первую очередь туберкулеза.

К наиболее тяжелым проявлениям поражения легких при РА относятся ИЗЛ. Они могут становиться манифестным проявлением заболевания, предшествуя клиническим признакам артрита, как это и было в представленном клиническом наблюдении. Частота ИЗЛ при РА в клинической практике составляет 6–15%, а с учетом данных КТ достигает 30–70%. Выделяют несколько морфологических типов поражения легких: НСИП (как представленном случае), обычную интерстициальную пневмонию (ОИП), криптогенную организующуюся пневмонию, лимфоцитарную и десквамативную пневмонии, а также диффузные альвеолярные повреждения. Чаще всего при ИЗЛ у пациентов с РА встречаются ОИП (44–66%) и НСИП (22–44%). ИЗЛ выступают второй причиной смертности среди больных РА и требуют агрессивного лечения [1]. В настоящее время спектр терапии ИЗЛ при РА и других ИВРЗ включает как иммуносупрессанты, так и антифиброзные препараты, применяемые при прогрессирующем типе поражения. Примеры последних – нинтеданиб, эффективность которого у пациентов с РА была доказана в клинических исследованиях, и пирфенидон [3, 4].

Для поражения легких в результате применения метотрексата свойственна НСИП с симптомом матового стекла по данным КТ на ранних стадиях заболевания и базального фиброза на более поздних этапах. Значительно реже выявляют облитерирующей бронхиолит [2]. Стоит упомянуть, что метотрексат, помимо интерстициальных изменений, может приводить к развитию лимфопролиферативного заболевания с возможным вовлечением легких по типу лимфоматоидного гранулематоза [5].

В представленном наблюдении поражение легких развилось до развития артрита и начала терапии ГК и метотрексатом. Данные КТ свидетельствовали о ревматологическом генезе поражения легких (НСИП, тракционные бронхоэктазы). Через 2 мес после отмены метотрексата, который применялся нерегулярно, регрессия изменений в легких при КТ не наблюдалось, в то время как при «метотрексатовом легком» после отмены препарата рентгенологические изменения исчезают в среднем через месяц [6].

Были основания предполагать наличие у пациентки туберкулеза, который в ходе подробного обследования был исключен. Интересно, что АЦЦП, служащие специфическим маркером РА, по данным исследований могут определяться с частотой 40–60% у пациентов с туберкулезом как при легочной, так и внелегочной его форме [7, 8]. В рамках туберкулезной инфекции рассматривают болезнь Понсе, характеризующуюся реактивным неэрозивным олиго- или полиартритом с поражением суставов кистей, лучезапястных, локтевых и коленных суставов на фоне туберкулезной инфекции без присутствия микобактерий в суставах [9, 10]. Непосредственно туберкулезному артриту свойственно эрозивное деформирующее поражение тазобедренных и коленных суставов [11]. В приведенном случае наблюдался эрозивный полиартрит с преимущественным поражением метких суставов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, у пациентов с РА поражение легких может доминировать в клинической картине и представлять существенные сложности для диагностики и лечения.

References

1. Насонов Е.Л., Ананьева Л.П., Авдеев С.Н. Интерстициальные заболевания легких при ревматоидном артрите: мультидисциплинарная проблема ревматологии и пульмонологии. Научно-практическая ревматология. 2022; 60(6): 517–534. [Nasonov E.L., Ananyeva L.P., Avdeev S.N. Interstitial lung disease in rheumatoid arthritis: A multidisciplinary problem in rheumatology and pulmonology. Nauchno-prakticheskaya revmatologiya = Scientific and Practical Rheumatology. 2022; 60(6): 517–534 (In Russ.)]. https://dx.doi.org/10.47360/1995-4484-2022-1. EDN: SQJDEM.

2. Fragoulis G.E., Nikiphorou E., Larsen J. et al. Methotrexate-associated pneumonitis and rheumatoid arthritis-interstitial lung disease: Current concepts for the diagnosis and treatment. Front Med (Lausanne). 2019; 6: 238. https://dx.doi.org/10.3389/fmed.2019.00238.

3. Distler O., Highland K.B., Gahlemann M. et al; SENSCIS Trial Investigators. Nintedanib for systemic sclerosis-associated interstitial lung disease. N Engl J Med. 2019; 380(26): 2518–28. https://dx.doi.org/10.1056/NEJMoa1903076.

4. Lamb Y.N. Nintedanib: A review in fibrotic interstitial lung diseases. Drugs. 2021; 81(5): 575–86.https://dx.doi.org/10.1007/s40265-021-01487-0.

5. Barakat A., Grover K., Peshin R. Rituximab for pulmonary lymphomatoid granulomatosis which developed as a complication of methotrexate and azathioprine therapy for rheumatoid arthritis. Springerplus. 2014: 3: 751.https://dx.doi.org/10.1186/2193-1801-3-751.

6. Arakawa H., Yamasaki M., Kurihara Y. et al. Methotrexate-induced pulmonary injury: Serial CT findings. J Thorac Imaging. 2003; 18(4): 231–36. https://dx.doi.org/10.1097/00005382-200310000-00004.

7. Rakesh K.Y., Raj K., Kachmar V. et al. Anti-cyclic citrullinated peptide antibodies in tuberculosis and human immunodeficiency virus. Int J Adv Med. 2020; 7(5): 804–8. https://dx.doi.org/10.18203/2349-3933.ijam20201615.

8. Lima I., Oliveira R.C., Atta A. et al. Antibodies to citrullinated peptides in tuberculosis. Clin Rheumatol. 2013; 32(5): 685–87.https://dx.doi.org/10.1007/s10067-013-2173-y.

9. Nyo M.T.L., Ally M.M.T.M., Van Duuren E.M., Arendse R. Poncet’s disease in the preclinical phase of rheumatoid arthritis. Case Rep Rheumatol. 2018; 2018: 3571247. https://dx.doi.org/10.1155/2018/3571247.

10. Higashiguchi M., Matsumoto T., Kitamura T. et al. Poncet’s disease (reactive arthritis associated with tuberculosis). Intern Med. 2022; 61(21): 3245–49. https://dx.doi.org/10.2169/internalmedicine.9241-21.

11. Sharma A., Pinto B., Dogra S. et al. A case series and review of Poncet’s disease, and the utility of current diagnostic criteria.Int J Rheum Dis. 2016; 19(10): 1010–17. https://dx.doi.org/10.1111/1756-185X.12726.

About the Authors

Maria F. Beketova, resident physician at the Department of internal medicine of the Faculty of fundamental medicine, M.V. Lomonosov Moscow State University. Address: 119234, Moscow, 1 Leninskiye Gory Str.
E-mail: olga.georginova@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7542-8189
Olga A. Georginova, PhD in Medical Sciences, associate professor of the Department of internal medicine of the Faculty of fundamental medicine, M.V. Lomonosov Moscow State University, rheumatologist at the Medical Scientific and Educational Center of M.V. Lomonosov Moscow State University. Address: 119192, Moscow, 27/10 Lomonosovsky prospect Str.
E-mail: olga.georginova@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7542-8189
Tatyana N. Krasnova, PhD in Medical Sciences, associate professor, head of the Department of internal medicine of the Faculty of fundamental medicine, M.V. Lomonosov Moscow State University. Address: 119234, Moscow, 1 Leninskiye Gory Str.
E-mail: krasnovamgu@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6175-1076

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.