ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Peculiarities of connective tissue dysplasia manifestation in generation Z

Maltseva I.V., Kotovschikova E.F., Fadeeva E.A., Lomakina N.A.

Altai State medical University of the Ministry of Healthcare of Russia, Barnaul
The results of examination of autonomic nervous system condition, the peculiarities of psychoemotional status and their with connective tissue dysplasia (CTD) in 137 young people belonging to the so-called generation Z are presented. Diagnostically significant number of external phenotypic manifestations of CTD was found in 92% of the examined and was accompanied by a syndrome autonomic dysfunction and asthenic state in 96 and 63% of cases, respectively. Among the examined persons of Z generation there was fixed a high level of situational and personal anxiety (in 50–75% of cases) and depression (in more than 40% of the examined) and it was not dependent on CTD presence. On the basis of obtained results, one could suppose the further increase of the number of dysplastic-dependent and dysplastic-associated diseases of various organs and systems in combination with psychosomatic disorders in the generation forming the main labor resources.

Keywords

Z generation
connective tissue dysplasia
autonomic dysfunction syndrome
asthenic status
situational anxiety
personal anxiety
depression

В рамках стратегии национальной безопасности Российской Федерации главными целями в сфере охраны здоровья граждан являются «увеличение численности населения, продолжительности жизни, продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности и инвалидности населения...» [1].

Достижение указанных целей требует приоритетного решения ключевых вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, что в первую очередь касается работающего населения.

Если исходить из теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса, то в настоящее время вступает во взрослую жизнь и ближайшие 40 лет будет формировать значительную часть трудоспособного населения так называемое поколение Z. Эта теория появилась как попытка найти объяснение определенному сходству в ценностях и образе жизни между людьми близкого возраста и их отличию от предыдущих и последующих поколений. В соответствии с этой концепцией, сейчас в России живут представители следующих поколений:

  • поколение GI, или поколение победителей (1900–1923 г.р.);
  • молчаливое поколение (1923–1943 г.р.);
  • поколение беби-бумеров (1943–1963 г.р.);
  • поколение Х (1963–1984 г.р.);
  • поколение миллениум, или поколение Y (1984–2000 г.р.);
  • поколение Z (в США – c 1995 г.р., в России – с 2000 г.р.).

Поколение Z (Generation Z, Net Generation, Internet Generation) – это своеобразное переходное (из ХХ в  XXI столетие) поколение, первое по-настоящему цифровое поколение, родившееся и выросшее в эпоху глобализации, для которого основным способом коммуникации с окружающим миром стало виртуальное общение. Это повлияло на формирование его психологических особенностей и ценностных ориентаций нового поколения. В целом для поколения Z характерны:

  • дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ);
  • недостаток эмоциональных контактов, переизбыток информации и, как следствие, нарушение возрастного развития нервной системы;
  • «клиповое» мышление (Ашкеров А.) – поверхностный подход к анализу информации и принятию решений;
  • аутизация как способ отгораживания от мира, десоциализация;
  • «синдром Питера Пэна», или «вечного ребенка», страх перед взрослением, инфантилизация населения, синдром «переполненного гнезда»;
  • интровертированный индивидуализм;
  • исчезновение традиционной семьи – суррогатные формы брака («семья выходного дня» или «серийный брак»);
  • дематериализация ценностей – размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров;
  • актуальность социальных ценностей (карьера и благосостояние) и здоровья, обесценивание семейных и духовных ценностей [2, 3, 4].

Цель исследования – изучить особенности психоэмоционального статуса и наличие вегетативных нарушений у лиц поколения Z с дисплазией соединительной ткани (ДСТ) и без нее.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 137 человек в возрасте 18,8±0,5 лет, из них 27 мужчин (19,7%) и 110 женщин (81,3%). Все они обучаются в Алтайском государственном медицинском университете.

Критериями включения были возраст 18–20 лет и информированное согласие пациента на участие в исследовании.

Методы исследования:

  1. наличие ДСТ устанавливалось на основании критериев, предложенных Т.И. Кадуриной, с использованием бальной шкалы Байесовского классификатора [5, 6];
  2. состояние вегетативной нервной системы оценивалось с применением опросника для выявления признаков вегетативных нарушений А.М. Вейна;
  3. для диагностики астении использовалась шкала астенического состояния Л.Д. Малковой;
  4. уровень ситуативной и личной тревожности оценивался при помощи теста Спилбергера–Ханина;
  5. наличие депрессии и ее уровень определялись по шкале депрессии Бека;
  6. для определения типологических особенностей личности использовался опросник Юнга;
  7. уровень эмоционального интеллекта оценивался по методике Н. Холла;
  8. уровень самооценки определялся по тесту Сонерсен.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В последние годы все большее внимание исследователей и врачей-практиков привлекает проблема дисплазии соединительной ткани (ДСТ), что обусловлено ее широкой распространенностью, системностью поражений, высокой вероятностью формирования различных видов патологии органов и систем, включая центральную нервную систему [5, 6, 7].

В результате обследования представителей поколения Z ДСТ выявлена в 92% случаев.

Состояние вегетативной нервной системы оценивалось по опроснику Вейна, согласно которому общее количество баллов ≥15 предполагает наличие синдрома вегетативной дисфункции (СВД).

В ходе нашего исследования СВД был выявлен у 88% обследованных, причем в группе с ДСТ эта цифра достигала 96% (рис. 1а). Средний балл СВД у лиц с ДСТ составил 34,5 балла, без ДСТ – 16,8 баллов (р ≤0,01) (рис. 1б). При этом определяется положительная корреляционная между выраженностью ДСТ и СВД (r=0,33; р ≤0,05).

В исследуемой группе наиболее часто (60–76% случаев) встречались такие проявления вегетативной дисфункции, как изменение микроциркуляции в виде онемения и похолодания конечностей, повышенная потливость, головные боли, снижение работоспособности и нарушение сна.

Астеническое состояние характеризуется слабостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна и прочими проявлениями и связано с нарушением обменных процессов в нейронах головного мозга, вызванным истощением деятельности нервной системы, нарушением кровоснабжения головного мозга и рядом других причин [8].

Согласно шкале астенического состояния Л.Д. Малковой, если сумма баллов составляет от 30 до 50, то астения отсутствует; при показателях 51–75 баллов диагностируется слабая астения, 76–100 баллов – умеренная астения, 101–120 баллов – выраженная астения.

В нашем исследовании у лиц с ДСТ астеническое состояние было обнаружено в 63% случаев, без ДСТ – в 25% (рис. 2). Средний балл астенического состояния у пациентов с ДСТ составил 55,9, без ДСТ – 45,3 (р ≤0,01). Выявлена положительная корреляция между выраженностью ДСТ и астении (r=0,33; р ≤0,05).

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности, так называемая полезная тревожность. По шкале Спилбергера–Ханина, умеренному уровню тревожности соответствуют показатели 31–44 балла, низкому – до 31 балла, высокому – более 44 баллов.

Высокая тревожность сопровождается напряжением, беспокойством, озабоченностью на слишком широкий спектр ситуаций, воспринимаемых как угрожающие для самооценки, самоуважения (личностная тревожность) или в какой-то конкретной ситуации (ситуативная тревожность) [9]. Анализ продемонстрировал высокий уровень как ситуативной тревожности (у половины обследованных), так и личностной тревожности (более чем в 70%), который не зависел от наличия или отсутствия ДСТ (рис. 3).

Депрессия широко распространена во всем мире и может стать серьезным нарушением здоровья, особенно если затягивается и принимает умеренную или тяжелую форму. К типичным основным симптомам депрессии относятся подавленное настроение, ангедония (потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности), к дополнительным – пессимизм, чувство вины, тревоги, страха, заниженная самооценка, неспособность концентрироваться и принимать решения [10, 11].

Для выявления депрессии и определения ее уровня мы использовали шкалу депрессии Бэка, согласно которой количество баллов от 0 до 13 соответствует нормальному состоянию, от 14 до 19 – легкому депрессивному расстройству, от 20 до 28 – депрессивному расстройству средней степени тяжести, более 28 баллов – тяжелой степени депрессии. Неожиданностью для нас стало выявление депрессии практически у половины обследованных: у 49% лиц с ДСТ и у 43% лиц без ДСТ. Причем на среднюю и тяжелую степень выраженности депрессии приходится более четверти случаев среди лиц с ДСТ. У лиц без ДСТ тяжелой депрессии обнаружено не было (рис. 4).

Для более детального изучения психологического портрета представителей поколения Z был проведен еще ряд тестов. Так, опросник Юнга подтвердил, что люди с ДСТ более интровертированы (рис. 5), а значит, как правило, более самокритичны и тревожны.

Эмоциональный интеллект – способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную составляющую отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Обладание высоким эмоциональным интеллектом позволяет человеку быть успешным в разных сферах деятельности, организовывать эффективное взаимодействие в социуме [12].

В нашем исследовании уровень эмоционального интеллекта определялся с помощью методики Холла, позволяющей оценить 5 параметров: эмоциональную осведомленность, управление своими эмоциями (эмоциональную гибкость), уровень самомотивации и эмпатии, умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей. По количеству баллов можно судить об уровне эмоционального интеллекта как по каждой шкале отдельно, так и посчитать общий интегративный уровень этого показателя.

Почти все параметры эмоционального интеллекта (кроме самомотивации) у лиц с ДСТ оказались выше (рис. 6).

Самооценка – это характеристика личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [13]. У лиц с ДСТ в нашем исследовании низкая и очень низкая самооценка согласно тесту Сонерсен была обнаружена в 85% случаев, без ДСТ – только у 37,5% обследованных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. В результате нашего исследования выявлено нарастание признаков ДСТ среди лиц поколения Z: диагностически значимое количество внешних фенотипических проявлений ДСТ обнаружено более чем у 90% обследованных, а значит, в будущем можно предполагать рост диспластикозависимых и диспластико-ассоциированных заболеваний различных органов и систем.
  2. При ДСТ определяется более высокий уровень поражения вегетативной нервной системы и астенизации, причем выявлена прямая корреляционная связь между выраженностью ДСТ, синдрома вегетативной дисфункции и астенического синдрома.
  3. Уровень депрессии у лиц исследуемой группы поколения Z составляет от 43 до 49%, сопровождается высоким уровнем тревожности и не зависит от наличия ДСТ.
  4. У лиц с ДСТ определяется более высокий уровень эмоционального интеллекта, но более низкий уровень самооценки по сравнению с лицами без ДСТ.
  5. На основании полученных данных при диспансеризации и лечении пациентов с ДСТ необходимо учитывать особенности их психологического состояния.
  6. Необходимо дальнейшее исследование взаимосвязи ДСТ с психоэмоциональным статусом и состоянием вегетативной нервной системы у лиц поколения Z.

References

  1. Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-06062019-n-254-o-strategii/ (дата обращения 15.07.2019).
  2. Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС. Инновационные проекты и программы в образовании. 2014; 2: 24–30.
  3. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? Российские регионы: взгляд в будущее. 2015; 2(3): 220–236.
  4. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект. Вопросы территориального развития. 2018; 2(42). doi: 10.15838/tdi.2018.2.42.6
  5. Кадурина Т.И., Горбунова В.Н. Дисплазия соединительной ткани: Руководство для врачей. СПб.: Элби-СПб. 2009; 704 с.
  6. Клинические рекомендации. Дисплазии соединительной ткани. Год утверждения: 2017 г., первый пересмотр.
  7. Нечаева Г.И., Мартынов А.И. Дисплазия соединительной ткани: сердечно-сосудистые изменения, современные подходы к диагностике и лечению. Москва: ООО «МИА». 2017; 400 с.
  8. Российское общество психиатров [Электронный ресурс]. URL: https://psychiatr.ru/education/slide/112 (дата обращения 15.07.2019).
  9. Искакова У.Б., Абишева З.С., Журунова М.С., Жетписбаева Г.Д., Исмагулова Т.М. Ситуативная тревожность и психоэмоциональное состояние студентов во время рубежного контроля. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; 11(5): 900–902. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10555 (дата обращения: 15.07.2019).
  10. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression (Дата обращения 15.07.2019).
  11. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Депрессия и позитивные личностные феномены. Есть ли отрицательные корреляции? Социальная и клиническая психиатрия. 2016; 26(3): 25–29.
  12. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект. АНИ: педагогика и психология. 2016; 5(3): 275–278.
  13. Мухина Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания. Вопросы науки и образования. 2018; 203–206.

About the Authors

Irina V. Maltseva, post-graduate student of the Department of propaedeutics of internal diseases named after professor Z.S. Barkagan of Altai State medical University of the Ministry of Healthcare of Russia. Address: 656038, Barnaul, 40 Prospect Lenina Str. Tel.: +7 (3852) 40-38-62. E-mail: ibogd2009@rambler.ru
Elena F. Kotovschikova, MD, professor, head of the Department of propaedeutics of internal diseases named after professor Z.S. Barkagan of Altai State medical University of the Ministry of Healthcare of Russia. Address: 656038, Altai Territory, Barnaul, 40 Prospect Lenina Str. Tel.: +7 (3852) 40-38-62. E-mail: kotov-l@mail.ru
Elena A. Fadeeva, PhD, associate professor of the Department of propaedeutics of internal diseases named after professor Z.S. Barkagan of Altai State medical University of the Ministry of Healthcare of Russia. Address: 656038, Barnaul, 40 Prospect Lenina Str. Tel.: +7 (3852) 40-38-62. E-mail: akimceva@yandex.ru
Natalya A. Lomakina, PhD, associate professor of the Department of propaedeutics of internal diseases named after professor Z.S. Barkagan of Altai State medical University of the Ministry of Healthcare of Russia. Address: 656038, Barnaul, 40 Prospect Lenina Str. Tel.: +7 (3852) 40-38-62. E-mail: darij.85@mail.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.