ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Basic concepts of medical and social expertise. Part 2: procedure for carrying out medical and social examination of a person

Lygina E.V., Yakushin S.S.

Ryazan State Medical University of the Ministry of Healthcare of Russia
Abstract. In medical and social expertise (MSE) procedure the following persons are participating: the inspected person, doctor referring the patient to the MSE, and doctor performing the MSE. The sequence of actions of each participant is regulated by the «Rules for recognizing a person as disabled» (The Rules) approved by the Government of the Russian Federation. There are statutory goals for MSE carrying out. According to The Rules, there are corresponding procedures for MSE performing, a procedure for re-examination of a disabled person and a procedure for appealing against decisions of the MSE bureau. The algorithm of the MSE procedure depends on the form of its implementation (with or without personal presence of the patient). Depending on the degree of impairment of body functions, rehabilitation potential, clinical and rehabilitation prognosis, the terms of disability are established (with or without indicating the period for the next re-examination). Strictly regulated causes of disability are not a specific disease, but represent a certain social category, on which additional benefits and payments depend.

Keywords

medical and social expertise
disabled person
referral for medical and social examination
procedure for performing a medical and social expertise
causes of disability
terms of disability
bureau of medical and social expertise
procedure for re-examination of a disabled person
procedure for appealing against decisions of a bureau of medical and social expertise
program of additional examination

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА

Один из основополагающих документов в медико-социальной экспертизе (МСЭ) – Правила признания лица инвалидом (далее – Правила), которые утверждаются Постановлением правительства РФ [1]. В проведении МСЭ неизменно участвуют:

1. гражданин;

2. врач, направляющий больного на МСЭ;

3. врач, поводящий МСЭ.

Каждое действие всех участников МСЭ регламентируется тем или иным законодательным актом и имеет свой порядок выполнения. Правила едины для всех сопричастных к МСЭ и являются строго обязательными для исполнения. В данной статье детально будут рассмотрены порядок МСЭ, порядок переосвидетельствования инвалида и порядок обжалования решений бюро МСЭ.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАНИНА

МСЭ выполняется в соответствии с заявленными в направлении на МСЭ или в заявлении гражданина (его законного или уполномоченного представителя) целями:

1. установление группы инвалидности;

2. установление категории «ребенок-инвалид»;

3. установление причин инвалидности;

4. установление времени наступления инвалидности;

5. установление срока инвалидности;

6. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

7. определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел РФ, сотрудника органов принудительного исполнения РФ, лица, проходящего службу в войсках нацио­нальной гвардии РФ и имеющего специальное звание полиции;

8. определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту) и на военную службу по мобилизации;

9. определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя государственного гражданского служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации;

10. определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

11. разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА);

12. разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

13.выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

14. выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;

15. иные цели, установленные законодательством РФ [1].

Интересы гражданина в МСЭ может представлять его законный или уполномоченный представитель. Во избежание текстологической перегрузки далее под понятием «гражданин» будет подразумеваться в том числе и его законный или уполномоченный представитель. Требования к оформлению, полномочия и обязанности законного и уполномоченного представителя физического лица представлены в соответствующих законодательных актах [2–4].

В большинстве случаев МСЭ проводится по направлению, выданному медицинской организацией (МО). Врачи, члены врачебной комиссии в МО заполняют утвержденную Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения РФ форму № 088/у в установленном порядке [5]. Ответственность за качество заполнения формы № 088/у, соблюдение полноты перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения МСЭ и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, возлагается на председателя врачебной комиссии (ВК). Согласно Правилам, МО несет гражданско-правовую ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в форме № 088/у, в соответствии с законодательством РФ [1].

В ряде случаев, предусмотренных Правилами, МСЭ пациенту проводится по заявлению, которое гражданин самостоятельно подает в бюро [1].

Экспертиза выполняется в государственных учреждениях особого назначения – бюро МСЭ. В РФ не существует коммерческих и независимых бюро МСЭ.

Структура учреждений МСЭ имеет несколько уровней и регламентируется соответствующим приказом:

1. Федеральное бюро МСЭ (включает несколько экспертных составов);

2. главные бюро МСЭ по соответствующему субъекту РФ (включают несколько экспертных составов);

3. бюро МСЭ в городах и районах [6].

Процедура МСЭ в бюро различного уровня осуществляется единообразно, однако поводы для проведения данного юридического акта отличаются в зависимости от вида бюро МСЭ.

В бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту регистрации) МСЭ проводится:

1. по направлению на МСЭ, поступившему из МО;

2. в определенных случаях по заявлению о проведении МСЭ, поданному гражданином.

В главном бюро МСЭ выполняется:

1. в случае обжалования гражданином решения бюро;

2. при осуществлении контроля за решением, принятым бюро;

3. по направлению бюро в случаях, требующих консультации специалистов главного бюро, в том числе с выполнением специальных видов обследования.

В Федеральном бюро МСЭ проводится:

1. В случае обжалования гражданином решения главного бюро;

2. при осуществлении контроля за решением, принятым главным бюро;

3. по направлению главного бюро в случаях, требующих консультации специалистов Федерального бюро, в том числе с выполнением сложных специальных видов обследования [1].

Бюро организует регистрацию поступивших направлений и заявлений на МСЭ. Главное и Федеральное бюро организуют регистрацию поступивших заявлений граждан об обжаловании решения бюро, главного бюро соответственно. Бюро уведомляет гражданина о регистрации направления или заявления на проведение МСЭ различными способами [1].

В случае если зарегистрированная в бюро МСЭ форма № 088/у не содержит данных о результатах проведения полного объема медицинских обследований по соответствующему перечню, бюро МСЭ в течение 3 рабочих дней со дня получения такого направления передает его в МО в виде уведомления о причинах возврата. Уведомление о причинах возврата формы № 088/у в МО также передается бюро в Федеральный или территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а также в орган, осуществляющий в отношении МО функции учредителя. МО в течение 14 рабочих дней со дня поступления возвращенной формы № 088/у дополняет ее сведениями о результатах медицинских обследований, в случае необходимости проводит медицинские обследования по перечню и осуществляет повторную передачу формы в бюро МСЭ. Бюро уведомляет гражданина о возврате направления на МСЭ в МО и причинах возврата [1].

По результатам рассмотрения зарегистрированных документов бюро с учетом мнения гражданина, указанного в направлении или заявлении о проведении МСЭ, принимает решение о форме такой экспертизы.

Выделяют следующие формы проведения МСЭ:

  • с личным присутствием пациента (в том числе с выездом по месту его нахождения);
  • без личного присутствия пациента.

МСЭ с личным присутствием пациента осуществляется по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро) в случаях:

1. наличия в направлении на МСЭ сведений о соответствующем предпочтении гражданина;

2. указания гражданином соответствующего предпочтения в заявлении о проведении МСЭ или в заявлении об обжаловании решения бюро (главного бюро);

3. невозможности удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах;

4. выявления несоответствий между данными исследований и заключениями специалистов, направляющих пациента на МСЭ, о степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами;

5. необходимости обследования больного с применением специального диагностического оборудования, специальных медико-социальных экспертных методик и технологий для уточнения структуры и степени выраженности ограничений жизнедеятельности, функциональных нарушений, реабилитационного потенциала;

6. если целью МСЭ пациента, ранее признанного инвалидом, является разработка ИПРА, за исключением случаев необходимости изменения персональных данных инвалида (ребенка-инвалида) и устранения технических ошибок (описок, опечаток, грамматических или арифметических ошибок либо подобных ошибок);

7. если пациент является получателем социальных услуг в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания [1].

В случае принятия решения о проведении МСЭ с личным присутствием пациента бюро согласовывает с ним дату и время проведения освидетельствования.

ПРОЦЕДУРА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Основные составляющие алгоритма МСЭ с личным присутствием пациента представлены на рисунке. Отметим, что такая экспертиза осуществляется в условиях аудио - и видеофиксации.

123-1.jpg (167 KB)

При необходимости алгоритм МСЭ предусматривает:

  • разработку программы дополнительного обследования (ПДО);
  • приглашение руководителем бюро представителей государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалистов соответствующего профиля для участия в МСЭ с правом совещательного голоса;
  • привлечение пациентом для участия в МСЭ любого специалиста, с его согласия, имеющего право совещательного голоса [1].

Алгоритм МСЭ без личного присутствия пациента подразумевает изучение врачами-экспертами представленных документов, анализ имеющихся в направлении на МСЭ данных. Опрос, осмотр и обследование больного специалистами бюро в таком случае не проводятся. По результатам МСЭ без личного присутствия пациента бюро выносит решение по заявленным целям [1].

Бюро передает данные о результатах МСЭ:

  • в МО, направившую пациента на МСЭ;
  • в «Федеральный реестр инвалидов»;
  • в орган, осуществляющий пенсионное обес­печение;
  • в военные комиссариаты (для пациентов, состоящих на воинском учете, или не состоящих, но обязанных состоять) [1].

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ПДО составляется врачами-экспертами и утверждается руководителем бюро в случаях, требующих специальных видов обследования пациента в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений.

ПДО может включать:

  • проведение необходимого дополнительного обследования в МО;
  • выполнение необходимого дополнительного обследования в организации, осуществляющей деятельность по реабилитации и абилитации инвалидов;
  • проведение необходимого дополнительного обследования в главном или в Федеральном бюро с использованием специального диагностического оборудования;
  • получение консультации главного или Федерального бюро;
  • запрос необходимых сведений, обследование условий и характера профессиональной деятельности;
  • запрос необходимых сведений, обследование социально-бытового положения гражданина;
  • получение заключения психолого-медико-педагогической комиссии о рекомендуемых условиях обучения;
  • получение выписки из протокола (карты) патологоанатомического исследования;
  • другие мероприятия.

Форма ПДО и порядок ее заполнения утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ [7]. Гражданин не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения ПДО, дает согласие или отказ на дополнительное обследование, предусмотренное программой. В случае получения согласия гражданина на дополнительное обследование ПДО не позднее следующего рабочего дня направляется бюро в соответствующие органы и организации. Указанные органы и организации предоставляют в бюро информацию о проведении обследования, предусмотренного ПДО, в течение 14 рабочих дней.

После получения данных, предусмотренных ПДО, специалисты бюро принимают решение о признании пациента инвалидом либо об отказе ему в этом. В случае отказа гражданина от дополнительного обследования решение о признании его инвалидом либо об отказе ему в этом принимается бюро на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения МСЭ [1].

СРОКИ УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

В случае признания пациента инвалидом датой установления инвалидности считается дата поступления в бюро направления МСЭ.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а пациенту в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

Инвалидность может быть установлена:

  • с указанием срока очередного переосвидетельствования;
  • без указания срока переосвидетельствования.

В случаях, когда инвалидность устанавливается с указанием срока очередного переосвидетельствования, I группа устанавливается на 2 года, II и III группы – на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» присваивается сроком на 1 год, 2 года, 5 лет до достижения гражданином возраста 14 либо 18 лет.

Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено очередное переосвидетельствование гражданина.

Категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 14 или 18 лет устанавливается до дня, следующего за днем наступления возраста 14 и 18 лет соответственно [1].

Переосвидетельствование инвалида выполняется в порядке, предусмотренном Правилами; во многом оно аналогично порядку при первичном освидетельствовании.

Направление пациентов на плановое очередное переосвидетельствование возможно в течение 2 мес до истечения установленного срока инвалидности. Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока возможно по направлению МО при изменении состояния здоровья больного или если инвалидность ему присвоена без указания срока переосвидетельствования [1].

Ситуации, в которых взрослым пациентам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а лицам, не достигшим 18 лет, – категория «ребенок-инвалид» до достижения возраста 18 лет [1]:

  • при первичном освидетельствовании – лицам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом IV приложения к Правилам;
  • при первичном признании пациента инвалидом в отсутствие положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, выполненных до его направления на МСЭ. При этом необходимо, чтобы в направлении на МСЭ содержались данные об отсутствии положительных результатов таких мероприятий;
  • не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») пациента, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к Правилам;
  • не позднее 4 лет после первичного признания лица инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

ПРИЧИНЫ ИНВАЛИДНОСТИ

Под причиной инвалидности понимается круг социальных обстоятельств, на фоне (в результате) которых возникла инвалидность, а не конкретное заболевание (травма). От причины инвалидности могут зависеть дополнительные льготы и выплаты. Согласно действующему законодательству установлены следующие причины инвалидности [1, 8]:

1. общее заболевание;

2. трудовое увечье;

3. профессиональное заболевание;

4. инвалидность с детства;

5. инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.;

6. военная травма;

7. заболевание, полученное в период военной службы;

8. радиационно обусловленное заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

9. заболевание, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

10. заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

11. заболевание, связанное с аварией на производственном объединении «Маяк»;

12. заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с аварией на производственном объединении «Маяк»;

13. заболевание, связанное с последствиями радиационных воздействий;

14. радиационно обусловленное заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;

15. заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий;

16. инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории этой республики;

17. инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании;

18. иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, которые подтверждают факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины указывается общее заболевание. В случае если имеется предположение, что причиной инвалидности может быть не общее заболевание, но отсутствуют верифицирующие документы, бюро оказывает гражданину содействие в получении соответствующего подтверждения, в том числе посредством формирования и направления межведомственных запросов. При представлении в бюро соответствующих доказательств причина инвалидности изменяется со дня получения этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида [1].

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ БЮРО, ГЛАВНОГО БЮРО, ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮРО

Гражданин может обжаловать решение бюро в главном бюро в месячный срок со дня его получения на основании заявления, поданного в бюро, проводившее МСЭ, либо в главное бюро. Главное бюро не позднее 30 рабочих дней со дня поступления заявления гражданина выполняет МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. При обжаловании гражданином решения главного бюро главный эксперт МСЭ по соответствующему субъекту РФ, с согласия гражданина, может поручить проведение его МСЭ другому составу специалистов главного бюро.

Решение главного бюро в месячный срок со дня его получения может быть обжаловано в Федеральном бюро на основании заявления, подаваемого гражданином в главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 30 рабочих дней со дня поступления заявления гражданина проводит МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суде гражданином в порядке, установленном законодательством РФ, в месячный срок [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный обзор убедительно показывает, что каждая составная часть процесса МСЭ имеет четкий алгоритм проведения. Отклонение от единой канвы процесса МСЭ является нарушением. С каждым годом меры ответственности всех участников этой процедуры усиливаются. Это наглядно демонстрирует возврат бюро МСЭ в МО формы направления на МСЭ 088/у, которая не содержит данных о результатах проведения полного объема медицинских обследований по соответствующему перечню и уведомление о причинах возврата формы в контролирующие данную МО органы. Подводя итоги, стоит отметить, что владение информацией по МСЭ позволяет врачам-лечебникам грамотно сформировать профессиональную траекторию по вопросам этого вида медицинской экспертизы.

References

1. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 г. № 588 «О признании лица инвалидом». Доступ: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=419388&ysclid=l8o7w24imv87967172 (дата обращения – 01.08.2023). [Decree of the Government of the Russian Federation of April 5, 2022 No. 588 «On the recognition of a person as a disabled person». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=419388&ysclid=l8o7w24imv87967172 (date of access – 01.08.2023) (In Russ.)].

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. Доступ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142/?ysclid=l8o84eootx940708121 (дата обращения – 01.08.2023). [Civil Code of the Russian Federation dated November 30, 1994 No. 51-FZ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142/?ysclid=l8o84eootx940708121 (date of access – 01.08.2023) (In Russ.)].

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ. Доступ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/?ysclid=l8o8255vtc801428262 (дата обращения – 01.08.2023). [Family Code of the Russian Federation dated December 29, 1995 No. 223-FZ. Доступ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/?ysclid=l8o8255vtc801428262 (date of access – 01.08.2023) (In Russ.)].

4. Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Доступ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/?ysclid=l8o86o3grp604097541 (дата обращения – 01.08.2023). [Federal Law No. 48-FZ of April 24, 2008 «On custody and guardianship». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/?ysclid=l8o86o3grp604097541 (date of access – 01.08.2023) (In Russ.)].

5. Приказ Минтруда России № 488н, Минздрава России № 551н от 12.08.2022 г. «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией и порядка ее заполнения» (зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2022 г. № 70900). Доступ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405585943/ (дата обращения – 01.08.2023). [Order of the Ministry of Labor of Russia No. 488n, Ministry of Healthcare of Russia No. 551n dated August 12, 2022 «On approval of the form for referral for medical and social examination by a medical organization and the procedure for filling it out» (registered in the Ministry of Justice of Russia on November 10, 2022 No. 70900).URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405585943/ (date of access – 01.08.2023) (In Russ.)].

6. Приказ Минтруда России от 30.12.2020 № 979н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2021 г. № 63784). Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386158/ (дата обращения – 01.08.2023). [Order of the Ministry of Labor of Russia dated December 30, 2020 No. 979n «On approval of the procedure for the organization and activities of federal institutions of medical and social expertise» (registered in the Ministry of Justice of Russia on June 2, 2021 No. 63784).URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386158/ (date of access – 01.08.2023) (In Russ.)].

7. Приказ Минтруда России от 30 мая 2022 г. № 326н «Об утверждении формы программы дополнительного обследования гражданина и порядка ее заполнения» (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2022 г. № 69554). Доступ: https://base.garant.ru/405038499/ (дата обращения – 01.08.2023). [Order of the Ministry of Labor of Russia dated May 30, 2022 No. 326n «On approval of the form of the program for an additional examination of a citizen and the procedure for filling it out» (registered in the Ministry of Justice of Russia on August 5, 2022 No. 69554). URL: https://base.garant.ru/405038499/ (date of access – 01.08.2023) (In Russ.)].

8. Приказ Минтруда России от 28.11.2019 г. № 742н «Об утверждении Порядка установления причин инвалидности» (зарегистрирован в Минюсте России 21.02.2020 г. № 57579). Доступ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73562006/ (дата обращения – 01.08.2023). [Order of the Ministry of Labor of Russia dated November 28, 2019 No. 742n «On approval of the procedure for establishing the causes of disability» (registered in the Ministry of Justice of Russia on February 21, 2020 No. 57579).URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73562006/ (date of access – 01.08.2023) (In Russ.)].

About the Authors

Elena V. Lygina, PhD in Medical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of hospital therapy with a course of medical and social expertise, Ryazan State Medical University of the Ministry of Healthcare of Russia. Address: 390026, Ryazan, 9 Vysokovoltnaya Str.
E-mail: dr.lygina@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6746-6743
Sergey S. Yakushin, MD, professor, head of the Department of hospital therapy with a course of medical and social expertise, Ryazan State Medical University of the Ministry of Healthcare of Russia. Address: 390026, Ryazan, 9 Vysokovoltnaya Str.
E-mail: ssyakushin@yаndex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1394-3791

Similar Articles