ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА
Один из основополагающих документов в медико-социальной экспертизе (МСЭ) – Правила признания лица инвалидом (далее – Правила), которые утверждаются Постановлением правительства РФ [1]. В проведении МСЭ неизменно участвуют:
1. гражданин;
2. врач, направляющий больного на МСЭ;
3. врач, поводящий МСЭ.
Каждое действие всех участников МСЭ регламентируется тем или иным законодательным актом и имеет свой порядок выполнения. Правила едины для всех сопричастных к МСЭ и являются строго обязательными для исполнения. В данной статье детально будут рассмотрены порядок МСЭ, порядок переосвидетельствования инвалида и порядок обжалования решений бюро МСЭ.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАНИНА
МСЭ выполняется в соответствии с заявленными в направлении на МСЭ или в заявлении гражданина (его законного или уполномоченного представителя) целями:
1. установление группы инвалидности;
2. установление категории «ребенок-инвалид»;
3. установление причин инвалидности;
4. установление времени наступления инвалидности;
5. установление срока инвалидности;
6. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
7. определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел РФ, сотрудника органов принудительного исполнения РФ, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющего специальное звание полиции;
8. определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту) и на военную службу по мобилизации;
9. определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя государственного гражданского служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации;
10. определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
11. разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА);
12. разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
13.выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
14. выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;
15. иные цели, установленные законодательством РФ [1].
Интересы гражданина в МСЭ может представлять его законный или уполномоченный представитель. Во избежание текстологической перегрузки далее под понятием «гражданин» будет подразумеваться в том числе и его законный или уполномоченный представитель. Требования к оформлению, полномочия и обязанности законного и уполномоченного представителя физического лица представлены в соответствующих законодательных актах [2–4].
В большинстве случаев МСЭ проводится по направлению, выданному медицинской организацией (МО). Врачи, члены врачебной комиссии в МО заполняют утвержденную Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения РФ форму № 088/у в установленном порядке [5]. Ответственность за качество заполнения формы № 088/у, соблюдение полноты перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения МСЭ и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, возлагается на председателя врачебной комиссии (ВК). Согласно Правилам, МО несет гражданско-правовую ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в форме № 088/у, в соответствии с законодательством РФ [1].
В ряде случаев, предусмотренных Правилами, МСЭ пациенту проводится по заявлению, которое гражданин самостоятельно подает в бюро [1].
Экспертиза выполняется в государственных учреждениях особого назначения – бюро МСЭ. В РФ не существует коммерческих и независимых бюро МСЭ.
Структура учреждений МСЭ имеет несколько уровней и регламентируется соответствующим приказом:
1. Федеральное бюро МСЭ (включает несколько экспертных составов);
2. главные бюро МСЭ по соответствующему субъекту РФ (включают несколько экспертных составов);
3. бюро МСЭ в городах и районах [6].
Процедура МСЭ в бюро различного уровня осуществляется единообразно, однако поводы для проведения данного юридического акта отличаются в зависимости от вида бюро МСЭ.
В бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту регистрации) МСЭ проводится:
1. по направлению на МСЭ, поступившему из МО;
2. в определенных случаях по заявлению о проведении МСЭ, поданному гражданином.
В главном бюро МСЭ выполняется:
1. в случае обжалования гражданином решения бюро;
2. при осуществлении контроля за решением, принятым бюро;
3. по направлению бюро в случаях, требующих консультации специалистов главного бюро, в том числе с выполнением специальных видов обследования.
В Федеральном бюро МСЭ проводится:
1. В случае обжалования гражданином решения главного бюро;
2. при осуществлении контроля за решением, принятым главным бюро;
3. по направлению главного бюро в случаях, требующих консультации специалистов Федерального бюро, в том числе с выполнением сложных специальных видов обследования [1].
Бюро организует регистрацию поступивших направлений и заявлений на МСЭ. Главное и Федеральное бюро организуют регистрацию поступивших заявлений граждан об обжаловании решения бюро, главного бюро соответственно. Бюро уведомляет гражданина о регистрации направления или заявления на проведение МСЭ различными способами [1].
В случае если зарегистрированная в бюро МСЭ форма № 088/у не содержит данных о результатах проведения полного объема медицинских обследований по соответствующему перечню, бюро МСЭ в течение 3 рабочих дней со дня получения такого направления передает его в МО в виде уведомления о причинах возврата. Уведомление о причинах возврата формы № 088/у в МО также передается бюро в Федеральный или территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а также в орган, осуществляющий в отношении МО функции учредителя. МО в течение 14 рабочих дней со дня поступления возвращенной формы № 088/у дополняет ее сведениями о результатах медицинских обследований, в случае необходимости проводит медицинские обследования по перечню и осуществляет повторную передачу формы в бюро МСЭ. Бюро уведомляет гражданина о возврате направления на МСЭ в МО и причинах возврата [1].
По результатам рассмотрения зарегистрированных документов бюро с учетом мнения гражданина, указанного в направлении или заявлении о проведении МСЭ, принимает решение о форме такой экспертизы.
Выделяют следующие формы проведения МСЭ:
- с личным присутствием пациента (в том числе с выездом по месту его нахождения);
- без личного присутствия пациента.
МСЭ с личным присутствием пациента осуществляется по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро) в случаях:
1. наличия в направлении на МСЭ сведений о соответствующем предпочтении гражданина;
2. указания гражданином соответствующего предпочтения в заявлении о проведении МСЭ или в заявлении об обжаловании решения бюро (главного бюро);
3. невозможности удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах;
4. выявления несоответствий между данными исследований и заключениями специалистов, направляющих пациента на МСЭ, о степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами;
5. необходимости обследования больного с применением специального диагностического оборудования, специальных медико-социальных экспертных методик и технологий для уточнения структуры и степени выраженности ограничений жизнедеятельности, функциональных нарушений, реабилитационного потенциала;
6. если целью МСЭ пациента, ранее признанного инвалидом, является разработка ИПРА, за исключением случаев необходимости изменения персональных данных инвалида (ребенка-инвалида) и устранения технических ошибок (описок, опечаток, грамматических или арифметических ошибок либо подобных ошибок);
7. если пациент является получателем социальных услуг в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания [1].
В случае принятия решения о проведении МСЭ с личным присутствием пациента бюро согласовывает с ним дату и время проведения освидетельствования.
ПРОЦЕДУРА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Основные составляющие алгоритма МСЭ с личным присутствием пациента представлены на рисунке. Отметим, что такая экспертиза осуществляется в условиях аудио - и видеофиксации.

При необходимости алгоритм МСЭ предусматривает:
- разработку программы дополнительного обследования (ПДО);
- приглашение руководителем бюро представителей государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалистов соответствующего профиля для участия в МСЭ с правом совещательного голоса;
- привлечение пациентом для участия в МСЭ любого специалиста, с его согласия, имеющего право совещательного голоса [1].
Алгоритм МСЭ без личного присутствия пациента подразумевает изучение врачами-экспертами представленных документов, анализ имеющихся в направлении на МСЭ данных. Опрос, осмотр и обследование больного специалистами бюро в таком случае не проводятся. По результатам МСЭ без личного присутствия пациента бюро выносит решение по заявленным целям [1].
Бюро передает данные о результатах МСЭ:
- в МО, направившую пациента на МСЭ;
- в «Федеральный реестр инвалидов»;
- в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение;
- в военные комиссариаты (для пациентов, состоящих на воинском учете, или не состоящих, но обязанных состоять) [1].
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ПДО составляется врачами-экспертами и утверждается руководителем бюро в случаях, требующих специальных видов обследования пациента в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений.
ПДО может включать:
- проведение необходимого дополнительного обследования в МО;
- выполнение необходимого дополнительного обследования в организации, осуществляющей деятельность по реабилитации и абилитации инвалидов;
- проведение необходимого дополнительного обследования в главном или в Федеральном бюро с использованием специального диагностического оборудования;
- получение консультации главного или Федерального бюро;
- запрос необходимых сведений, обследование условий и характера профессиональной деятельности;
- запрос необходимых сведений, обследование социально-бытового положения гражданина;
- получение заключения психолого-медико-педагогической комиссии о рекомендуемых условиях обучения;
- получение выписки из протокола (карты) патологоанатомического исследования;
- другие мероприятия.
Форма ПДО и порядок ее заполнения утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ [7]. Гражданин не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения ПДО, дает согласие или отказ на дополнительное обследование, предусмотренное программой. В случае получения согласия гражданина на дополнительное обследование ПДО не позднее следующего рабочего дня направляется бюро в соответствующие органы и организации. Указанные органы и организации предоставляют в бюро информацию о проведении обследования, предусмотренного ПДО, в течение 14 рабочих дней.
После получения данных, предусмотренных ПДО, специалисты бюро принимают решение о признании пациента инвалидом либо об отказе ему в этом. В случае отказа гражданина от дополнительного обследования решение о признании его инвалидом либо об отказе ему в этом принимается бюро на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения МСЭ [1].
СРОКИ УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ
В случае признания пациента инвалидом датой установления инвалидности считается дата поступления в бюро направления МСЭ.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а пациенту в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».
Инвалидность может быть установлена:
- с указанием срока очередного переосвидетельствования;
- без указания срока переосвидетельствования.
В случаях, когда инвалидность устанавливается с указанием срока очередного переосвидетельствования, I группа устанавливается на 2 года, II и III группы – на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» присваивается сроком на 1 год, 2 года, 5 лет до достижения гражданином возраста 14 либо 18 лет.
Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено очередное переосвидетельствование гражданина.
Категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 14 или 18 лет устанавливается до дня, следующего за днем наступления возраста 14 и 18 лет соответственно [1].
Переосвидетельствование инвалида выполняется в порядке, предусмотренном Правилами; во многом оно аналогично порядку при первичном освидетельствовании.
Направление пациентов на плановое очередное переосвидетельствование возможно в течение 2 мес до истечения установленного срока инвалидности. Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока возможно по направлению МО при изменении состояния здоровья больного или если инвалидность ему присвоена без указания срока переосвидетельствования [1].
Ситуации, в которых взрослым пациентам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а лицам, не достигшим 18 лет, – категория «ребенок-инвалид» до достижения возраста 18 лет [1]:
- при первичном освидетельствовании – лицам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом IV приложения к Правилам;
- при первичном признании пациента инвалидом в отсутствие положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, выполненных до его направления на МСЭ. При этом необходимо, чтобы в направлении на МСЭ содержались данные об отсутствии положительных результатов таких мероприятий;
- не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») пациента, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к Правилам;
- не позднее 4 лет после первичного признания лица инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.
ПРИЧИНЫ ИНВАЛИДНОСТИ
Под причиной инвалидности понимается круг социальных обстоятельств, на фоне (в результате) которых возникла инвалидность, а не конкретное заболевание (травма). От причины инвалидности могут зависеть дополнительные льготы и выплаты. Согласно действующему законодательству установлены следующие причины инвалидности [1, 8]:
1. общее заболевание;
2. трудовое увечье;
3. профессиональное заболевание;
4. инвалидность с детства;
5. инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.;
6. военная травма;
7. заболевание, полученное в период военной службы;
8. радиационно обусловленное заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
9. заболевание, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
10. заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
11. заболевание, связанное с аварией на производственном объединении «Маяк»;
12. заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с аварией на производственном объединении «Маяк»;
13. заболевание, связанное с последствиями радиационных воздействий;
14. радиационно обусловленное заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;
15. заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий;
16. инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории этой республики;
17. инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании;
18. иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов, которые подтверждают факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины указывается общее заболевание. В случае если имеется предположение, что причиной инвалидности может быть не общее заболевание, но отсутствуют верифицирующие документы, бюро оказывает гражданину содействие в получении соответствующего подтверждения, в том числе посредством формирования и направления межведомственных запросов. При представлении в бюро соответствующих доказательств причина инвалидности изменяется со дня получения этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида [1].
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ БЮРО, ГЛАВНОГО БЮРО, ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮРО
Гражданин может обжаловать решение бюро в главном бюро в месячный срок со дня его получения на основании заявления, поданного в бюро, проводившее МСЭ, либо в главное бюро. Главное бюро не позднее 30 рабочих дней со дня поступления заявления гражданина выполняет МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. При обжаловании гражданином решения главного бюро главный эксперт МСЭ по соответствующему субъекту РФ, с согласия гражданина, может поручить проведение его МСЭ другому составу специалистов главного бюро.
Решение главного бюро в месячный срок со дня его получения может быть обжаловано в Федеральном бюро на основании заявления, подаваемого гражданином в главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 30 рабочих дней со дня поступления заявления гражданина проводит МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суде гражданином в порядке, установленном законодательством РФ, в месячный срок [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный обзор убедительно показывает, что каждая составная часть процесса МСЭ имеет четкий алгоритм проведения. Отклонение от единой канвы процесса МСЭ является нарушением. С каждым годом меры ответственности всех участников этой процедуры усиливаются. Это наглядно демонстрирует возврат бюро МСЭ в МО формы направления на МСЭ 088/у, которая не содержит данных о результатах проведения полного объема медицинских обследований по соответствующему перечню и уведомление о причинах возврата формы в контролирующие данную МО органы. Подводя итоги, стоит отметить, что владение информацией по МСЭ позволяет врачам-лечебникам грамотно сформировать профессиональную траекторию по вопросам этого вида медицинской экспертизы.



