ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Experience of use of vaccination against pneumococcal infection (Prevenar 13) in patients with chronic non-specific diseases in the Republic of Sakha (Yakutia)

Argunova A.N., Emelyanova E.A.

Medical Institute of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk
Abstract. Streptococcus pneumonia remains the leading causative agent of community-acquired pneumonia and other respiratory infections in adult patients, including those who are in risk groups for complications and death from pneumonia. According to the position of WHO and other major medical communities, vaccination against pneumococcal infection should be included in the national vaccination schedules for the above-mentioned category of people. Article presents the data concerning the influence of vaccination against pneumococcal infection using the Prevenar 13 vaccine at the risks of developing pneumonia, exacerbation of chronic non-specific lung diseases and decompensation of chronic non-infectious diseases in the risk group among the adult population of the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords

pneumonia
prevention of pneumococcal infections
vaccination against pneumococcal infection
pneumococcal polysaccharide conjugate vaccine (thirteen-valent)

АКТУАЛЬНОСТЬ

Болезни органов дыхания занимают лидирующие позиции в структуре общей заболеваемости населения как по числу тяжелых осложнений с летальным исходом, так и по инвалидности и смертности, нанося тем самым большой ущерб здоровью людей и государству в целом. В то же время часть этих болезней, прежде всего грипп, пневмококковую и другие острые респираторные инфекции (ОРИ), можно предотвратить или же снизить тяжесть их течения с помощью своевременной вакцинации.

Пневмонии представляют особую актуальность для здравоохранения Республика Саха (Якутия), учитывая их широкую распространенность, тяжесть течения и высокую угрозу летального исхода. В Республике Саха, как и в России в целом, пневмонии занимают 1-е место среди причин летальности от инфекционных болезней и 6-е – среди всех причин летальности [1].

У пожилых пациентов риск развития летального исхода от пневмонии и ее осложнений в 3–6 раз выше, чем у больных (5–7%) молодого возраста [2]. В течение последних десятилетий пневмонии также являются лидирующей причиной смерти среди лиц пожилого и старческого возраста [3].

По данным исследований, у пациентов с хроническими заболеваниями риск развития пневмоний и летальных исходов намного выше, чем у пациентов без сопутствующей патологии. Пациенты с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) составляют 20,5–25,7% госпитализированных с внебольничной пневмонией, и показатель смертности в 30-дневный срок наступает примерно у 9,6% пациентов [4]. По нашим данным, среди пациентов, поступающих в стационары с пневмонией, до 15,8% имеют ишемическую болезнь сердца (ИБС), 14,3% – хроническую сердечную недостаточность (ХСН), сахарный диабет – 9,6% [5]. Развитие кардиальных осложнений при пневмококковой пневмонии утяжеляет течение хронических сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), а также может приводить к летальному исходу. В исследованиях показано, что у пациентов с пневмонией в 7,1% случаев может развиться инфаркт миокарда, в 5,8% – первый эпизод аритмии, в 14% – ухудшение течения ХСН [6]. Смертность среди больных с пневмококковой пневмонией и острой сердечной недостаточностью значительно выше (27,3%; р <0,008) по сравнению с аналогичными показателями у пациентов, не имеющих в анамнезе ССЗ (8,8%) [6].

Вакцинация против пневмококковой инфекции пациентов групп риска рекомендована различными ведущими научно-практическими мировыми медицинскими сообществами, включая Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и Центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) [7, 8]. По данным эпидемиологических исследований, в России ПКВ 13 – вакцина пневмококковая полисахаридная конъюгированная, тринадцативалентная – перекрывает до 64% серотипов пневмококка, вызывающих менингиты, и до 85% серотипов пневмококка, являющихся причиной развития тяжелых пневмоний у взрослых [9].

В соответствии с официальными данными Федеральной службы государственной статистики (Росстата) от 2021 г. в Республике Саха (Якутия) в общей сложности зарегистрировано 164 627 взрослых пациентов групп риска по развитию пневмококковой инфекции. Среди них 15 643 лица, перенесших пневмонию, 30 618 пациентов с сахарным диабетом, 40 256 – с ИБС, 16 318 работников здравоохранения, 9355 пациентов с бронхиальной астмой, 16 109 – с хроническим бронхитом, 5005 – с ХОБЛ; 30 242 – с новообразованиями, 1081 – с ВИЧ-инфекцией [1, 5].

Заболеваемость внебольничными пневмониями в Республике Саха (Якутия), согласно данным Росстата, составила в 2018 г. 514,2, в 2019 г. – 778,1, в 2020 г. – 1613,5 случаев на 100 тыс. населения. По Дальневосточному федеральному округу (ДФО) в целом аналогичные показатели за те же годы достигли 716,6–872,9–1910,5, по России в целом – 491,7–518,9–856,2 [1].

По данным того же Росстата от 2021 г., смертность от пневмонии в Республике Саха (Якутия) в пересчете на 100 тыс. населения в 2018 г. составила 10,2, в 2019 г. – 6,5, в 2020 г. – 43,3 случаев. Для всего ДФО аналогичные значения в те же годы равнялись 5,9–6,7–32,2, для всей России – 4,3– 3,7– 44,5 [1].

Охват вакцинацией от пневмококковой инфекции взрослых (лиц старше 18 лет) составляет в России в целом 3,6%, в ДФО – 6,9%, в Республике Саха (Якутия) – 5,4%. Среди группы риска старше 60 лет, согласно «Сведениям о контингентах детей и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний» (форма № 6), этот показатель равен 6,0% для всей России, 14,7% – для ДФО и 11,2% – для Республики Саха (Якутия) [10]. Охват вакцинацией против пневмококковой инфекции среди всего населения с учетом детей составляет 13%, а среди взрослого населения (лиц старше 18 лет) – всего 5% [1].

Цель настоящего исследования – анализ влияния вакцинации против пневмококковой инфекции на риски развития пневмонии, обострения хронических неспецифических заболеваний легких и декомпенсации хронических неинфекционных заболеваний в группе риска среди взрослого населения Республики Саха (Якутия).

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Была проведена иммунизация против пневмококковой инфекции с использованием пневмококковой 13-валентной конъюгированной вакцины Превенар 13 в группах риска среди населения Республики Саха (Якутия). Для оценки клинической эффективности вакцинации использовалась анкета, разработанная Институтом терапии и инструментальной диагностики Тихоокеанского государственного медицинского университета (г. Владивосток) [11].

Данная анкета включает следующие данные пациента: пол; наличие хронического заболевания, которое послужило показанием к вакцинации (хронические неспецифические заболевания легких, ИБС с ХСН, сахарный диабет, пневмония в анамнезе); дата вакцинации против пневмококковой инфекции; анамнез в течение 12 мес до вакцинации против пневмококковой инфекции: количество обострений и декомпенсаций основного заболевания, число госпитализаций по поводу обострения и декомпенсации, количество острых респираторных заболеваний, случаев внебольничных пневмоний; анамнез в течение 6 и 12 мес после вакцинации (аналогичные параметры). Анкеты на всех вакцинированных заполнялись участковыми терапевтами на основании проведения опроса и анализа амбулаторных карт.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Проанализирован опыт иммунизации 978 лиц старше 50 лет или пациентов взрослого возраста от 50 лет и старше с высоким риском развития пневмококковой инфекции. Иммунизация против пневмококковой инфекции с использованием пневмококковой 13-валентной конъюгированной вакцины Превенар 13 проводилась в основном среди населения Арктической зоны республики (45,8%) и Центральной Якутии (43,6%; рис. 1). Вакцинация не сопровождалась развитием поствакцинальных осложнений и не вызывала ухудшения течения основного заболевания.

134-1.jpg (54 KB)

Преобладающей возрастной группой были пациенты пожилого и старческого возраста (43,8 и 16% соответственно), на долю пациентов 50–60 лет пришлось 40,2% от общего числа вакцинированных (рис. 2). Среди привитых пациентов было 618 женщин и 360 мужчин.

По группам риска основную группу среди вакцинированных составили пациенты с хроническими неспецифическими заболеваниями легких (50,5%), главным образом больные с ХОБЛ (39,4%), бронхиальной астмой (4,2%) и перенесшие пневмонию (6,9%). Пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями было 27,9%, с сахарным диабетом – 10,4%, с коморбидной патологией – 11,2% (рис. 3).

135-1.jpg (99 KB)

Сравнительный анализ частоты обострений и декомпенсаций основных заболеваний был выполнен в динамике. В течение одного года, предшествовавшего вакцинации, обострение и декомпенсация основных заболеваний наблюдалось у 59,8% пациентов: ежегодное 1 раз в год – у 29,8%, 2 раза в год – у 15,1%, 3 раза в год – у 8,4%, более 3 раз в год – у 6,6%. Вместе с тем 40,2% привитых в течение 12 мес до вакцинации не отмечали обострения основного заболевания.

При обострении и декомпенсации пациентам назначалось амбулаторное лечение по месту жительства и только при тяжелом течении и развитии осложнений пациентов госпитализировали (12,3%). При этом в 5,4% случаев имели место повторные госпитализации по поводу основного заболевания.

Острые респираторные заболевания в течение 12 мес до вакцинации были диагностированы у 123 (12,6%), внебольничная пневмония – у 80 пациентов (8,2%). На стационарное лечение были направлены 49 больных (5%) с пневмонией средней и тяжелой степени тяжести.

После вакцинации против пневмококковой инфекции с использованием пневмококковой 13-валентной конъюгированной вакцины Превенар 13 большинство пациентов отметило улучшение самочувствия, урежение частоты обострений и декомпенсаций основных заболеваний, снижение частоты интеркуррентных инфекций, повышение толерантности к физической нагрузке, улучшение показателей качества жизни.

После вакцинации число обострений или декомпенсаций основных заболеваний сократилось в течение 6 мес в 1,8 раз, в период от 6 до 12 мес – в 2 раза (табл. 1). Во всех возрастных группах наблюдалось значимое возрастание числа пациентов без обострений (рис. 4).

136-1.jpg (80 KB)

Анализ частоты острых респираторных вирусных заболеваний, гриппа и пневмонии показал значительное уменьшение заболеваемости привитых этими формами патологии. Острые респираторные заболевания и грипп были диагностированы в течение 6 мес после вакцинации у 49 пациентов (5,0%), в период от 6 до 12 мес – у 21 пациента (2,1%).

По сравнению с предшествующим вакцинации периодом заболеваемость привитых острыми респираторными инфекциями и гриппом после вакцинации в течение 6 мес снизилась в 2,5 раз, в период от 6 до 12 мес – в 5,8 раз.

Внебольничной пневмонией после вакцинации в течение 6 мес заболели 4 пациента (0,4%), в период от 6 до 12 мес – только 1 пациент (0,1%) (табл. 2).

Всем пациентам, заболевшим внебольничной пневмонией после вакцинации, лечение проводилось в условиях стационара.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности вакцинации против пневмококковой инфекции в плане предупреждения развития пневмоний, снижения заболеваемости респираторными инфекциями, уменьшения частоты обострений и декомпенсаций основных заболеваний и сокращения числа обращений за медицинской помощью и госпитализаций в результате стабилизации течения основного заболевания среди пациентов с хроническими неспеци­фическими заболеваниями легких, ИБС, ХСН, сахарным диабетом и с коморбидной патологией.

Данный опыт показывает, что реализация регио­нальных профилактических программ в сфере охраны респираторного здоровья населения с использованием вакцины Превенар 13 против пневмококковой инфекции и противогриппозной вакцины имеет высокий уровень медицинской и социально-экономической эффективности на территории региона. Это позволяет рекомендовать применение таких вакцин как наиболее эффективного метода профилактики респираторных вирусных инфекций и пневмококковой инфекции в комплексе противоэпидемических и профилактических мероприятий среди групп риска населения.

References

1. Росстат. Здравоохранение в России. 2021. Статистический сборник. М. 2021; 171 с. Доступ:https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (дата обращения – 01.08.2023). [Federal State Statistics Service (Russia). Healthcare in Russia. 2021. Statistical compendium. Moscow. 2021; 171 pp.URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (date of access – 01.08.2023) (In Russ.)].

2. Mylotte J.M. Nursing home-acquired pneumonia: Update on treatment option. Drugs Aging. 2006; 23(5): 377–90.https://dx.doi.org/10.2165/00002512-200623050-00002.

3. World Health Organization (WHO) statistics. Mortality database. (No. of deaths, pneumonia, both sexes, ages 1–74 years; 0101 Russian Federation, 2009). URL: http://www.who.int/healthinfo/statistics/mortality_rawdata/en (date of access – 01.08.2023).

4. Bewick T., Sheppard C., Greenwood S. et al. Serotype prevalence in adults hospitalized with pneumococcal non-invasive community-acquired pneumonia. Thorax. 2012; 67(6): 540–45. https://dx.doi.org/10.1136/thoraxjnl-2011-201092.

5. ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский медицинский информационно-аналитический центр». Медицинская статистика. 2020 г. Доступ: https://yakmed.ru/#/function/catalogMedstat (дата обращения – 01.08.2023). [Yakut Republican Medical Information and Analytical Center. Medical statistics. 2020.URL: https://yakmed.ru/#/function/catalogMedstat (date of access – 01.08.2023) (In Russ.)].

6. Musher D.M., Rueda A.M., Kaka A.S., Mapara S.M. The association between pneumococcal pneumonia and acute cardiac events. Clin Infect Dis. 2007; 45(2): 158–65. https://dx.doi.org/10.1086/518849.

7. World Health Organization. Considerations for pneumococcal vaccination in older adults. 2021. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/341722/WER9623-217-228-eng-fre.pdf?sequence=1&isAllowed=y (date of access – 01.08.2023).

8. Center for Disease Control and Prevention. Pneumococcal Vaccination.URL: https://www.cdc.gov/pneumococcal/vaccination.html (date of access – 01.08.2023).

9. Лобзин Ю.В., Сидоренко С.В., Харит С.М. с соавт. Серотипы Streptococcus Pneumonia, вызывающие ведущие нозологические формы пневмококковых инфекций. Журнал инфектологии. 2013; 5(4): 36–42. [Lobzin Yu.V., Sidorenko S.V., Kharit S.M. et al. Serotypes of Streptococcus Pneumoniae causing major pneumococcal infections. Zhurnal infektologii = Journal of Infectology. 2013; 5(4): 36–42 (In Russ.)]. EDN: RPRKPP.

10. Сведения о контингентах детей и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний (форма № 6). Доступ:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52009/0282471a4eefb3ae398a61d683147ce685f9057f/ (дата обращения – 01.08.2023). [Information on the contingents of children and adults vaccinated against infectious diseases (form No. 6).URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52009/0282471a4eefb3ae398a61d683147ce685f9057f/ (date of access – 01.08.2023).

11. Аргунова А.Н., Бондарева Ж.В., Прокопьев Е. С., Носихина О.М. Анализ динамики заболеваемости и факторов влияния на развитие пневмококковых инфекций у взрослого населения в Республике Саха (Якутия). Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2018; 17(4): 38–45. [Argunova A.N., Bondareva Zh.V., Prokopiev E.S., Nosikhina O.M. Analysis of morbidity dynamics and factors influencing the development of pneumococcal infections among the adult population of the Sakha Republic (Yakutia). Epidemiologiya i vaktsinoprofilaktika = Epidemiology and Vaccinal Prevention. 2018; 17(4): 38–45 (In Russ.)].https://dx.doi.org/10.31631/2073-3046-2018-4-38-45. EDN: UXOSFG.

About the Authors

Agrafena N. Argunova, PhD in Medical Sciences, associate professor, head of the Department «Hospital therapy, occupational diseases and clinical pharmacology» of the Medical institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Address: 677000, Yakutsk, 58 Belinskogo Str.
E-mail: agrafena888@mail.ru
Elvira A. Emelyanova, PhD in Medical Sciences, associate professor of the Department «Hospital therapy, occupational diseases and clinical pharmacology» of the Medical institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Address: 677000, Yakutsk, 58 Belinskogo Str.
E-mail: elviraemelyanova03@mail.ru

Similar Articles