ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Full

Актуальность. Вариабельность сердечного ритма (ВСР) – это изменчивость продолжительности интервалов R–R последовательных циклов сердечных сокращений за определенные промежутки времени [1]. ВРС представляет собой интегральный показатель состояния сердечно-сосудистой системы, тонуса вегетативной нервной системы и общих адаптационных резервов организма. Именно этот метод может стать основой для скрининга субклинических функциональных расстройств в целях первичной профилактики заболеваний.

Цель – выявить наличие корреляции ВСР и уровня стресса у студентов старших курсов медицинского университета.

Материал и методы. Для оценки влияния стрессовых факторов на организм человека и возможностей адаптивных механизмов мы проанализировали результаты ВСР по итогам записи 5-минутной ритмограммы, а также баллы по шкале психологического стресса PSM-25 у студентов лечебного факультета Приволжского исследовательского медицинского университета. Обследуемые, в количестве 112 человек, были разделены на 3 группы в соответствии с курсом их обучения. В группу А вошли студенты 4-го курса (39 человек), в группу Б – 5-го курса (30 человек), в группу С – 6-го курса (43 человека). Оценка ВРС проводилась по двум показателям – SDNN и LF/HF.

Результаты. В группе А среднее значение SDNN составило 64,8, в группе В – 75,3, в группе С – 55,4 мс. Средние показатели индекса LF/HF в этих группах были равны 0,83, 0,85 и 0,99, средние значения баллов по шкале PSM-25 – 95,6, 77,5 и 91,3 соответственно. При анализе полученных результатов были выявлены следующие закономерности:

  • Во всех трех группах среднее значение баллов по шкале PSM-25 соответствовало низкому уровню стресса. Однако при детальном рассмотрении можно заметить, что значение этого показателя в группе Б было достоверно меньше, чем в группах А и С.
  • Средние значения LF/HF соответствовали норме для данной возрастной группы. В группе С отмечалось значимое повышение симпатического влияния по сравнению с обследуемыми других групп.
  • Средние значения SDNN в трех группах соответствовали нормальным значениям. В группах B и C наблюдалось значительное снижение этого показателя, что указывает на преобладание тонуса симпатической нервной системы.

Выводы. Проанализировав полученные результаты и анамнестические данные у исследованных групп учащихся, можно сделать вывод, что у студентов 4-го и 6-го курса лечебного факультета имеют место более высокий тонус симпатической нервной системы и низкие показатели ВРС по сравнению со студентами 5-го курса. Такую тенденцию можно объяснить тем, что в период обследования студенты 4-го курса испытывали сильное эмоциональное напряжение из-за интенсивной учебной нагрузки, а обследуемые 6-го курса – ввиду приближающихся государственных экзаменов.