ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Full

Актуальность. Острое повреждение почек (ОПП) в соответствии с критериями KDIGO (2012) диагностируется при повышении уровня креатинина сыворотки от исходного на 26 мкмоль/л в течение 48–72 ч после введения контрастного вещества при исключении других причин.

Распространенность ОПП при чрескожных коронарных вмешательствах (ЧКВ), чаще всего вследствие развития контрастной нефропатии, составляет от 0,3 до 29,7% и ассоциируется с высокой смертностью.

Цель исследования – изучить возможности ранней диагностики ОПП у больных сахарным диабетом 2-го типа (СД 2) после ЧКВ с помощью таких биомаркеров, как цистатин С, нефрин и липокалин-2.

Материал и методы. В исследование вошли 84 пациента, которым впервые было проведено ЧКВ. Все участники были разделены на две группы: 1-я группа – 44 пациента с СД 2, 2-я группа (контрольная) – 40 человек без СД. Диагноз СД 2 устанавливался согласно национальным стандартам по диагностике и лечению СД. Всем больным проводилось клиническое и лабораторно-инструментальное обследование. В соответствии с целью исследования были определены уровни цистатина С, нефрина и липокалина-2 до и в течение трех суток после ЧКВ у пациентов обеих групп. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью STATISTICA 7.0.

Результаты. Обе группы пациентов, включенных в исследование, были сопоставимы по возрасту, полу, длительности сердечно-сосудистых заболеваний, патологии почек, индексу массы тела, уровню гематокрита, классам сердечной недостаточности (III-IV классы по NYHA), фракции выброса левого желудочка, объему введенного контраста, характеру интервенционной терапии. У всех больных перед выполнением ЧКВ оценивался риск возникновения ОПП. Согласно данным шкалы R. Mehran, группу очень высокого риска составили 18 (21,5%), высокого риска – 32 (38%), среднего и низкого риска – 26 (30,9%) и 8 (9,6%) пациентов соответственно.

Были изучены показатели функционального состояния почек до и после ЧКВ у пациентов с СД 2 в сравнении с контрольной группой. С учетом критериев KDIGO (2012) и повышенных уровней новых биомаркеров (цистатина С, нефрина и липокалина-2), ОПП было диагностировано у всех пациентов с СД 2 и у 35 из 40 (87,5%) пациентов группы контроля. У участников обеих групп отмечено повышение уровней сывороточного креатинина крови, мочевины, новых биомаркеров и снижение скорости клубочковой фильтрации (СКФ) после введения контрастных веществ.

Нормализация только мочевины и креатинина крови на фоне адекватной проводимой гидратации была выявлена на 2–3-е сут после контрастных процедур. При этом СКФ осталась сниженной несмотря на проводимую терапию. Уровни цистатина С и нефрина остались повышенными по сравнению с исходными данными (р=0,01 и р=0,00001 соответственно), при анализе уровня липокалина-2 наметилась только тенденция к его снижению, однако этот маркер в течение 2–3 сут после ЧКВ был также выше по сравнению с исходным уровнем (р=0,00001). Аналогичные результаты были получены и у пациентов группы контроля без СД 2.

Выводы. С увеличением количества инвазивных вмешательств, проводимых с применением контрастных веществ, проблема развития ОПП становится все более актуальной. Предложенный в работе способ ранней диагностики ОПП с помощью новых биомаркеров позволит своевременно разработать эффективные профилактические меры, влияющие в будущем на прогноз данной категории пациентов.