ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Should the application of clinical guidelines be mandatory or recommendatory?

Nikolaev N.A.

Omsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of Russia
Abstract. This article discusses the issues associated with the phased introduction of mandatory implementation of clinical guidelines. It is shown that they can be considered as customs, and can be a source of law. The problems of gradual transition to mandatory implementation of clinical guidelines are highlighted and the possible responsibility of medical organizations for their non-compliance is considered. This issue leads to the inclusion in clinical guidelines of drugs and interventions with unproven effectiveness often contradicting modern scientific knowledge. It is proposed to return to the discussion of the mandatory status of clinical guidelines, leaving this requirement for the formation of programs of state guarantees of free medical care to citizens. It is proposed to involve the Russian Academy of Sciences in finalizing the guidelines, as well as to refine their structure by providing sections in it reflecting accumulated knowledge in the field of artificial intelligence and adherence to treatment.

Keywords

clinical recommendations
information
requirements
treatment adherence
individualization of treatment
choice of therapy

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Недавно в неформальной дискуссии о выборе подхода врача и ученого к лекарственной терапии мой близкий друг и коллега сказала: «Я поняла, что у нас с тобой разное понимание и видение медицинских экспертов. Для тебя эксперт – это некий бог, который "по бумажке не лечит". А я себя считаю экспертом, который как раз-таки хорошо знает "бумажки", и лечит "по бумажкам", т.е. с позиций доказательной медицины. И для меня мало приемлемы дизайнерские схемы. Если препарат докажет эффективность, я его буду назначать. Но, если современная наука не показала, что он эффективен, я его использовать не буду».

Безусловно, право на существование имеют разные точки зрения – и основанная на строгом следовании рекомендациям или регламентам, и основанная на возможности отклонения при необходимости от таких рекомендаций и регламентов. Однако сейчас происходит трансформация клинических рекомендаций (КР) из сферы рекомендательных документов в сферу документов, являющихся источником права, что юридически делает вторую точку зрения более слабой. И, несмотря на то что все управленческие решения в отношении такой трансформации уже приняты, дискуссия с коллегой окончательно меня убедила: в России необходимо новое широкое профессиональное обсуждение места и роли КР в работе врача, равно как и обусловленных качеством и содержанием КР границ действий при оказании медицинской помощи.

Вынося за пределы дальнейшего обсуждения ургентные состояния и интервенционные методы лечения, в этой статье мы сосредоточимся на особенностях применения КР при терапевтических вмешательствах, рассмотрев две группы проблем – связанных с унификацией и индивидуализацией. Проблемы унификации прежде всего касаются нормативного регулирования оказания медицинской помощи на основе КР.

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ» ИЛИ «НОРМАТИВНЫЙ АКТ»?

Семантически термин «рекомендации» означает желательное к исполнению правило поведения и не предполагает обязательного и неукоснительного их исполнения. Однако Минздрав России определяет КР как документ, содержащий основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи [1]. При этом КР дефинируется как «документ, содержащий информацию», но не как нормативный документ – «правовой акт».

С правовой точки зрения это важно, поскольку понятие «документированная информация» законодательно закреплено как «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию» [2].

Признаки нормативного правового акта, в свою очередь, определены Верховным Судом как «издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений» [3]. Действие таких актов конкретизировано федеральным законом [4]. И если КР – это документированная информация, но не нормативный правовой акт, то возникают вопросы: являются ли КР источником права и юридически обязательно ли их исполнение?

Как справедливо замечено В.В. Омельяновским с соавт. [5], внесение поправок в Федеральный закон № 323-ФЗ и формирование подзаконных актов Минздрава России особо выделило регулирующий статус КР [6–9], так как теперь на их основании формируются стандарты медицинской помощи (СМП), критерии оценки ее качества и перечни лекарственных препаратов для медицинского применения.

Интересно в связи с этим мнение специалистов в области права: «С помощью КР Минздрав России создал конструкцию, позволяющую вывести регулирование медицинской помощи за рамки классических юридических установлений. По своей правовой сути КР можно рассматривать в качестве обычаев. Это вполне укладывается в концепцию, закрепленную п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса РФ, согласно которому обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Поскольку КР основаны на научных доказательствах и представляют собой сформулированную и задокументированную сложившуюся клиническую практику, широко применяемую в медицинской деятельности, их можно рассматривать как обычаи в смысле, придаваемом данному понятию статьей 5 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, несмотря на то что КР не являются нормативным правовым актом, они тем, не менее, могут являться источником права» [10].

Вероятно, исходя из такой логики, в 2022 г. Минздрав России разъяснил, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323- ФЗ) медицинская помощь (за исключением оказываемой в рамках клинической апробации) организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций [11]. В соответствии с п. 2.1 ч. 1 ст. 79 ФЗ № 323-ФЗ, в обязанности медицинской организации (МО) также вменяется обеспечение оказания медицинскими работниками медицинской помощи на основе КР и создание условий, обеспечивающих соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки ее качества.

С 1 января 2022 г. критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и КР (ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ). С этой же даты вступили в силу Правила поэтапного перехода МО к оказанию медицинской помощи на основе КР [12], разработанных и утвержденных в соответствии со ст. 37 ФЗ № 323-ФЗ, согласно которым такой переход осуществляется поэтапно.

Теперь КР применяют следующим образом: размещенные в рубрикаторе КР Минздрава России (далее – Рубрикатор) до 1 сентября 2021 г. – с 1 января 2022 г.; размещенные до 1 июня 2022 г. – с 1 января 2023 г.; размещенные после 1 июня 2022 г. – с 1 января 2024 г.

В результате, хотя вся медицинская помощь (кроме клинической апробации) должна оказываться на основе КР только с 1 января 2024 г., отдельные КР стали обязательными уже с 1 января 2022 г. а какие-то – с 1 января 2023 г., что вносит еще большую путаницу в вопрос обязательности их применения.

Также в соответствии со ст. 80 ФЗ № 323-ФЗ КР учитываются при формировании программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, но в разные сроки. КР, размещенные в Рубрикаторе до 1 июня 2022 г., учитываются при формировании таких программ на 2023 г. и плановый период 2024–2025 гг.; размещенные до 1 июня 2023 г. – на 2024 г. и плановый период 2025–2026 гг.; размещенные после 1 июня 2023 г. – с 1 января 2024 г.

При этом несоблюдение КР может рассматриваться страховыми компаниями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования как оказание МО некачественной медицинской помощи. Такой вывод следует из положений ч. 2, 3 ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ и Приказа Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». МО, не соблюдающие КР, также могут быть наказаны за это и как за нарушение лицензионных требований, установленных приказом Минздрава России от 31.07.2020 № 785н: им грозит наказание от штрафа до 250 тыс. руб. до приостановления деятельности.

Поскольку нормативными правовыми актами устанавливается обязанность МО обеспечить применение КР в целях оказания качественной медицинской помощи, то их нарушение способно повлечь юридическую ответственность, несмотря на то что, как мы уже указывали, КР нормативными правовыми актами не являются, а относятся к обычаям медицинской деятельности.

При этом неопределенность правового статуса может привести к весьма серьезным последствиям и для самих КР, вплоть до судебного признания их недействующими. Примером вероятности такого исхода служит решение о признании недействующими методических рекомендаций в области муниципальной деятельности, вынесенное Апелляционной коллегией Верховного суда РФ [13]. В обосновании своего решения Коллегия указала, что содержание рекомендаций не соответствовало их названию, поскольку этот акт содержал нормы, имеющие признаки нормативно-правовых и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, в связи с чем подлежал регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию, чего сделано не было. КР не регистрируются Минюстом России, поэтому при возникновении конфликтных ситуаций, например, связанных с обязательностью их применения, вероятность вынесения подобных судебных решений представляется очень высокой.

«НАУЧНАЯ СИЛА» ИЛИ «НАУЧНАЯ СЛАБОСТЬ»?

Учитывая установленную обязательность выполнения КР при оказании медицинской помощи, для практических врачей и организаторов здравоохранения, стоящих на позиции доказательной медицины, исключительно важным вопросом представляется научная обоснованность рекомендаций. Общие требования к научной обоснованности КР изложены в приказе Минздрава России от 28.02.2019 № 103н. Согласно им, информация по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения включается в КР на основе принципов доказательной медицины, а все, что касается применения медицинских вмешательств, должно излагаться в формате кратких тезисов-рекомендаций, с указанием, рекомендуется или не рекомендуется такое вмешательство. Тезисы-рекомендации должны сопровождаться ссылками на источники литературы с указанием уровня достоверности доказательств (УДД) и уровня убедительности рекомендаций (УУР).

Шкала оценки УУР содержит три уровня:

А – «сильная рекомендация» (все рассматриваемые критерии эффективности (исходы) являются важными, все исследования имеют высокое или удовлетворительное методологическое качество, их выводы по интересующим исходам являются согласованными);

В – «условная рекомендация» (не все рассматриваемые критерии эффективности (исходы) являются важными, не все исследования имеют высокое или удовлетворительное методологическое качество и/или их выводы по интересующим исходам не являются согласованными);

С – «слабая рекомендация» (отсутствие доказательств надлежащего качества (все рассматриваемые критерии эффективности (исходы) являются неважными, все исследования имеют низкое методологическое качество и их выводы по интересующим исходам не являются согласованными).

На сегодняшний день Минздрав России поручил разработать только 183 КР для оказания медицинской помощи детям и 210 КР для оказания медицинской помощи взрослым. Впрочем, ФЗ № 323-ФЗ допускается возможность разрабатывать КР по заболеваниям, состояниям (группам заболеваний, состояний) и помимо сформированного Минздравом России перечня.

Вместе с тем при анализе уже утвержденных КР привлекает внимание высокая доля «слабых рекомендаций». Например, из КР, утвержденных Минздравом России в 2023 г., в «Доброкачественных остеогенных и хондрогенных опухолях носа и околоносовых пазух» (размещены 05.03.2023) все 18 рекомендаций, имеющие УРР, относятся к уровню С; в «Коарктации аорты» (размещены 02.03.2023) все 54 рекомендации, имеющие УРР, также соответствуют уровню С; в «Менингококковой инфекции у детей» (размещены 03.03.2023) к этому уровню относятся 53 из 57 (93%) рекомендаций, имеющих УУР; в «Посттравматическом стрессовом расстройстве» (размещены 28.02.2023) на долю слабых рекомендаций, имеющих УУР, приходится 56% (53 из и94 рекомендаций); в «Нарушениях липидного обмена» (размещены 14.02.2023) аналогичный показатель составляет 36% (39 из 108). Подобная картина характерна и для остальных ранее принятых КР.

В связи с этим вновь становится актуальным обсуждение обязательности КР, поскольку в них от трети до 100% тезисов-рекомендаций характеризуются отсутствием надлежащего качества доказательств с неважными критериями эффективности, выводы которых не согласованы или опираются на исследования низкого методологического качества.

Неоднородность качества КР может зависеть и от особенностей их создания. Как установлено ст. 37 и 76 ФЗ № 323-ФЗ, КР разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. Но этим же Законом предусмотрен вариант, когда ни одна такая организация не представит проект КР. В этом случае разработку КР осуществит научно-практический совет Минздрава России с привлечением иных медицинских профессиональных некоммерческих организаций, имеющих в своем составе медицинских работников по соответствующей специальности. Однако очевидно, что в этом случае возможность обеспечения глубины проработки и качества КР может существенно отличаться от документов, подготовленных исторически сложившимися мощными профессиональными организациями, например, такими, как Российское научное медицинское общество терапевтов (РНМОТ) или Российское кардиологическое общество (РКО), изучающими предмет КР в течение многих лет или десятилетий.

В итоге мы получаем фрагментированное обес­печение КР нозологического поля (поскольку включенные в перечень Минздрава России КР не распространяются на значительное количество заболеваний и состояний, с которыми врач сталкивается в своей практике) при потенциально неравномерном распределении КР по качеству.

Отдельная проблема – отсутствие единообразных и строгих критериев научной обоснованности включения в КР средств и методов лечения, что приводит к попаданию в рекомендации препаратов и вмешательств с недоказанной эффективностью, или, что еще хуже, основанных на лженаучных, а часто и противоречащих современным научным знаниям положениях. Ярким примером является включение в КР в 2021 г. позиционируемого как «спазмолитики в сочетании с психолептиками» «релиз-активного» (то есть гомеопатического) препарата [14]. Серьезные вопросы возникают в отношении одобрения КР, методология которых базируется на сомнительных с позиции фундаментальной науки теориях, например, на такой, как «соматическая дисфункция» [15].

БУДЕТ ЛИ У ВРАЧА РЕАЛЬНЫЙ ВЫБОР РЕШЕНИЙ?

Законодатель допустил возможность отступления от КР при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям), однако такое решение должно быть принято не лечащим врачом лично, а врачебной комиссией (ст. 37 ФЗ № 323-ФЗ). Учитывая, что каждая рекомендация в КР имеет оценку уровня убедительности (от сильной до слабой), было бы логично, что чем ниже уровень убедительности рекомендации, тем более простым должно быть отступление от нее, однако сейчас это никаким образом не регламентировано.

В структуре КР вообще не предусмотрена возможность учета индивидуальных особенностей пациента, что особенно важно в условиях реальной полиморбидности большинства больных. И это при том, что накопление новых знаний, например, в части приверженности лечению, выводит значительную часть медицинской помощи на новый уровень индивидуализации [16]. Поэтому, являясь важной методологической основой медицинских вмешательств, КР не могут и не должны заменять клиническое мышление медицинских работников, становиться догмой и отменять право принятия профессиональных врачебных решений, отличающихся от установленных рекомендаций. И лечащий врач, и консультант, и эксперт в любом случае индивидуально оценивают потенциальные пользу и риск для пациента любых вмешательств, в том числе указанных в КР, с учетом конкретных особенностей такого пациента; помимо этого, они должны учитывать и риски ответственности за неисполнение надлежащих требований и правил в своей профессиональной деятельности.

И тут имеет смысл вернуться к теме, затронутой в начале статьи: о возможности выбора оптимальных решений врачом-экспертом в условиях обязательности выполнения КР. Давайте представим достаточно типичную для кардиолога или терапевта ситуацию: за медицинской помощью обращается пациент с наличием артериальной гипертонии, стабильной стенокардии, нарушением липидного обмена и признаками хронической сердечной недостаточности. И вдобавок к этому с низкой приверженностью лечению. Последняя проблема не предусмотрена никакими КР, но является высоко значимой (а часто и определяющей) для эффективности последующей терапии [17].

Не вдаваясь в детали, отметим, что в соответствии с утвержденными КР в обязательную терапию для такого пациента должно быть включено не менее 7 ежедневно применяемых лекарственных средств. Однако низко приверженный пациент поддерживать такую терапию будет не способен. Какой же в этом случае может быть сделан выбор? Назначить, строго следуя КР, все предписанные препараты, будучи уверенным в том, что пациент не станет принимать их в таком количестве, и при этом не зная, от каких препаратов он может произвольно отказаться (и откажется)? Или отклониться от обязательных КР, назначив препараты, наиболее важные в отношении предотвращения актуальных значимых рисков и отложив назначение средств, профилактирующих возможные отдаленные неблагоприятные исходы?

Предложенный для КР вариант коллективного решения через врачебную комиссию представляется мало реальным, поскольку у ее членов в рассматриваемом случае так же нет нормативных оснований для коррекции терапии. Поэтому врач медицинской организации почти наверняка выберет первый вариант решения: он будет соответствовать КР, но очень сомнительно, что интересам пациента. Об оптимальном же решении и цене такого решения в существующих условиях читателю имеет смысл подумать самостоятельно. Автора же изложенные проблемы и нерешенные вопросы приводят к следующим заключениям.

Формируемая система оказания медицинской помощи на основе КР является значительным шагом вперед по сравнению с разрозненным клиническим опытом, однако пока настолько несовершенна, а содержание многих КР столь дискутабельно, что их обязательность в настоящих условиях вызывает большие сомнения. Возможно, имеет смысл, оставив КР как основу для формирования программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, приостановить обязательность их применения во всех остальных случаях, до существенной методологической проработки и проведения независимой экспертной оценки, с привлечением не только собственно медицинских экспертов, но и специалистов в области фундаментальных наук. Экспертной площадкой в этом случае вполне может выступить такой авторитетный междисциплинарный орган, как Российская академия наук в лице ее Экспертного совета и создаваемых этим советом специализированных комиссий. Нужно вернуться к вопросу актуализации структуры КР, предусмотрев разделы, отражающие актуальные знания в смежных направлениях, в первую очередь в сфере искусственного интеллекта как системы поддержки принятия врачебных решений, и в области обязательной комплексной оценки приверженности лечению как инструмента индивидуализации вмешательств.

Учитывая значимость КР, известный лозунг «торопись медленно» в отношении их содержания и практического применения сегодня является актуальным как никогда.

References

1. Приказ Минздрава России от 28.02.19 №104н «Об утверждении порядка и сроков одобрения и утверждения клинических рекомендаций, критериев принятия научно-практическим советом решения об одобрении, отклонении или направлении на доработку клинических рекомендаций либо решения об их пересмотре». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333030/ (дата обращения – 01.03.2023). [Order of the Ministry of Healthcare of Russia dated February 28, 2019 No. 104n «On approval of the procedure and terms for the approval and approval of clinical recommendations, criteria for the scientific and practical council to decide on approval, rejection or referral for revision of clinical recommendations or a decision to revise them».URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333030/ (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

2. Пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения – 01.03.2023). [Paragraph 11 of Article 2 of the Federal Law of July 27, 2006 No. 149-FZ «On information, information technologies and information protection». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

3. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 25 декабря 2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314764/ (дата обращения – 01.03.2023). [Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of December 25, 2018 No. 50 «On the practice of court consideration of cases on contesting regulatory legal acts and acts containing clarifications of the legislation and having regulatory properties». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314764/ (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/ (дата обращения – 01.03.2023). [Federal Law No. 247-FZ of July 31, 2020 (as amended on September 24, 2022) «On mandatory requirements in the Russian Federation».URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/ (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

5. Омельяновский В.В., Сура М.В., Деркач Е.В., Авксентьева М.В. Клинические рекомендации: от разработки к внедрению. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020; (4): 45–51. [Omelyanovskiy V.V., Sura M.V., Derkach E.V., Avxentyeva M.V. Clinical guidelines: From development to implementation. Meditsinskiye tekhnologii. Otsenka i vybor = Medical Technologies. Assessment and Choice. 2020; (4): 45–51 (In Russ.)]. https://dx.doi.org/10.17116/medtech20204204145. EDN: XVQAXZ.

6. Приказ Минздрава России от 28.02.19 №103н «Об утверждении порядка и сроков разработки клинических рекомендаций, их пересмотра, типовой формы клинических рекомендаций и требований к их структуре, составу и научной обоснованности включаемой в клинические рекомендации информации». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324276/ (дата обращения – 01.03.2023). [Order of the Ministry of Healthcare of Russia dated February 28, 2019 No. 103n «On approval of the procedure and terms for the development of clinical recommendations, their revision, the standard form of clinical recommendations and the requirements for their structure, composition and scientific validity of the information included in clinical recommendations». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324276/ (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

7. Приказ Минздрава России от 28.02.19 №101н «Об утверждении критериев формирования перечня заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются клинические рекомендации». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325476/ (дата обращения – 01.03.2023). [Order of the Ministry of Healthcare of Russia dated February 28, 2019 No. 101n «On approval of the criteria for the formation of a list of diseases, conditions (groups of diseases, conditions) for which clinical recommendations are developed». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325476/ (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

8. Приказ Минздрава России от 28.02.19 №102н «Об утверждении Положения о научно-практическом совете Министерства здравоохранения Российской Федерации». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321437/405ecbf108cf6005310e424f3b5d8b467cb1912e/ (дата обращения – 01.03.2023). [Order of the Ministry of Healthcare of Russia dated February 28, 2019 No. 102n «On Approval of the Regulations on the Scientific and Practical Council of the Ministry of Health of the Russian Federation». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321437/405ecbf108cf6005310e424f3b5d8b467cb1912e/ (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

9. Приказ Минздрава России от 28.02.19 №104н «Об утверждении порядка и сроков одобрения и утверждения клинических рекомендаций, критериев принятия научно-практическим советом решения об одобрении, отклонении или направлении на доработку клинических рекомендаций либо решения об их пересмотре». Доступ: https://rg.ru/documents/2019/09/10/minzdrav-prikaz104-site-dok.html (дата обращения – 01.03.2023). [Order of the Ministry of Healthcare of Russia dated February 28, 2019 No. 104n «On approval of the procedure and terms for the approval and approval of clinical recommendations, criteria for the scientific and practical council to decide on approval, rejection or referral for revision of clinical recommendations or a decision to revise them». URL: https://rg.ru/documents/2019/09/10/minzdrav-prikaz104-site-dok.html (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

10. B&O Barristers. Клинические рекомендации и вопросы их обязательности. Доступ: https://barrist.ru/klinicheskie-rekomendacii-i-voprosy-ih-obyazatelnosti/ (дата обращения – 01.03.2023). [B&O Barristers. Clinical guidelines and issues of their binding. URL: https://barrist.ru/klinicheskie-rekomendacii-i-voprosy-ih-obyazatelnosti/ (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

11. Письмо Минздрава России от 28.07.2022 № 17-4/И/2-12321 «Об особенностях применения клинических рекомендаций». Доступ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405024139/ (дата обращения – 01.03.2023). [Letter of the Ministry of Healthcare of Russia dated July 28, 2022 No. 17-4 / I / 2-12321 «On the features of the application of clinical recommendations». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405024139/ (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

12. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2021 г. № 1968 «Об утверждении Правил поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6–9 и 11 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»». Доступ: https://base.garant.ru/403084864/ (дата обращения – 01.03.2023). [Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2021 No. 1968 «On approval of the Rules for the phased transition of medical organizations to the provision of medical care based on clinical recommendations developed and approved in accordance with parts 3, 4, 6–9 and 11 of Article 37 of the Federal Law “On fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation”».URL: https://base.garant.ru/403084864/ (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

13. Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N АПЛ15-557 о признании недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 613. Доступ: https://rulaws.ru/acts/Apellyatsionnoe-opredelenie-Verhovnogo-Suda-RF-ot-17.12.2015-N-APL15-557/ (дата обращения – 01.03.2023). [Determination of the Board of Appeal of the Supreme Court of the Russian Federation dated December 17, 2015 N APL15-557 on invalidating the Guidelines for the development of norms and rules for the improvement of the territories of municipalities, approved. by order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation dated December 27, 2011 No. 613. URL: https://rulaws.ru/acts/Apellyatsionnoe-opredelenie-Verhovnogo-Suda-RF-ot-17.12.2015-N-APL15-557/ (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

14. Клинические рекомендации. Синдром раздраженного кишечника. Российская гастроэнтерологическая ассоциация, Ассоциация колопроктологов России. Рубрикатор клинических рекомендаций Минздрава России. 2021. ID: 190. Доступ: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/190_2 (дата обращения – 01.03.2023). [Clinical guidelines. Irritable bowel syndrome. Russian Gastroenterological Association, Russian Association of Coloproctologists. Rubricator of clinical guidelines of the Ministry of Healthcare of Russia. 2021. ID: 190. URL: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/190_2 (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

15. Клинические рекомендации. Соматическая дисфункция. Российская остеопатическая ассоциация. Рубрикатор клинических рекомендаций Минздрава России. 2023. ID: 750. Доступ: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/750_1 (дата обращения – 01.03.2023). [Clinical guidelines. Somatic dysfunction. Russian Osteopathic Association. Rubricator of clinical guidelines of the Ministry of Healthcare of Russia. 2023. ID: 750. URL: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/750_1 (date of access – 01.03.2023) (In Russ.)].

16. Николаев Н.А., Мартынов А.И., Скирденко Ю.П. с соавт. Приверженность лечению. Российское национальное руководство. Под общей ред. Николаева Н.А., Мартынова А.И., Скирденко Ю.П. М.: Издательский дом Академии Естествознания. 2022; 224 с., ил. [Nikolaev N.A., Martynov A.I., Skirdenko Yu.P. et al. Adherence to treatment. Russian national guidelines. Ed. by Nikolaev N.A., Martynov A.I., Skirdenko Yu.P. Moscow: Publishing House of the Academy of Natural Sciences. 2022; 224 p., ill. (In Russ.)]. ISBN: 978-5-91327-746-6. https://dx.doi.org/10.17513/np.541.

17. Николаев Н.А., Мартынов А.И., Скирденко Ю.П. с соавт. Приверженность лечению. Российское национальное руководство. Краткое издание для практических врачей. Терапия. 2023; 1(S): 1–108. [Nikolaev N.A., Martynov A.I., Skirdenko Yu.P., et al. Adherence to treatment. Russian national leadership. A short edition for practitioners. Therapy. 2023; 1(S): 1–108. (In Russ.)].https://dx.doi.org/10.18565/therapy.2023.1suppl.1-108.

About the Authors

Nikolay A. Nikolaev, MD, associate professor, professor of the Department of faculty therapy and gastroenterology, Omsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of Russia. Address: 644043, Omsk, 18 Krasny Put` Str. E-mail niknik.67@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3758-4930

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.