ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Full

Цель. На основании клинических и лабораторно-инструментальных данных построить модель для прогнозирования риска летального исхода у пациентов с синдромом такоцубо (СТ) в течение года после дебюта заболевания.

Материал и методы. В исследование включены 60 больных с СТ, диагноз верифицирован на основании международных критериев interTAK, средний возраст 65,5±13,4 лет (91,7% женщин). Всем пациентам проводилось обследование, включавшее сбор жалоб, анамнеза заболевания, анамнеза жизни, физикальный осмотр. Сбор данных о жалобах, анамнезе основного и сопутствующих заболеваний проводился по специально разработанной анкете. Лабораторно-инструментальные методы исследования включали: электрокардиографию, эхокардиографию, в том числе с функцией speckle-tracking, коронарографию, вентрикулографию, в сомнительных случаях выполнялась магнитно-резонансная томография сердца с контрастированием; клинический и биохимический анализы крови, анализ крови на тропонин.

Результаты. За период наблюдения было зафиксировано 4 летальных исхода вследствие внезапной сердечной смерти. При проведении однофакторного анализа было установлено, что из всех изученных факторов только действие физического триггера, как пускового механизма заболевания, являлось достоверным предиктором летального исхода в отдаленном периоде (ОШ 7,6; чувствительность – 75%, специфичность – 75% (p<0,05)). При построении прогностической модели методом деревьев классификации с 96,5% вероятностью оказалось возможным спрогнозировать летальный исход. Было установлено, что возникновение кардиогенного шока при развитии СТ увеличивает риск смерти в отдаленном периоде до 25%. Кроме того, летальный исход в течение года может случиться в 15,4% случаев, если СТ возник в ответ на физический триггер, а не на эмоциональный фактор. Чувствительность полученной модели составила 50%, специфичность – 98,2%.

Выводы. Действие физического триггера и развитие кардиогенного шока в остром периоде являются ведущими предикторами летального исхода у пациентов с СТ в течение года после дебюта заболевания.