Актуальность. Развитие стеноза в ранее установленном стенте, дальнейшее поражение коронарного русла является генетически детерминированным, с учетом степени выраженности атеросклеротического поражения коронарных артерий (КА).
Цель. Выявить особенности клинического течения, сравнить генетические полиморфизмы у пациентов с повторным инфарктом миокарда (ПИМ) с тромбозом/стенозом в установленном стенте и нарушением проходимости КА вне его.
Материал и методы. Исследованы 212 больных с ПИМ, лечившихся в СПб НИИ СП им. И.И. Джанелидзе в 2018-2021 гг. Пациенты разделены на две группы. Первая (I) – 110 человек с тромбозом/стенозом в ранее установленном стенте, вторая (II) – стеноз вне стента - 102 пациента. Преимущественно мужчины, средний возраст – 66,4±1,2 года.
Исходно выборки были сравнимы. В I группе ИМспST 65,5%, 34,5% ИМбпST, во II – 64,7% и 35,3% соответственно.
Результаты. ПИМ в I группе развился в среднем через 3,9±0,38 лет, во II - через 5,5±0,41 лет (p=0,04). Killip II-III класса в I у 26,4%, во II – у 14,7 % (р <0,05). Наджелудочковые нарушения сердечного ритма (НСР) в I - 68,8%, во II - 17,7% (р <0,05). Желудочковые НСР в I – 8,2% против 2,9% во II (р <0,05). В анамнезе в I выборке хроническая болезнь почек в 38,2% случаев, во II – в 14,7%, (p=0,03). Сахарный диабет 2 типа в I – у 32,7%, против 7,7%; II (p=0,04). Полиморфизмы гена APOE I - 71,4%, II – 28,6% (р <0,05); SLCO1B1 Val174Ala I - 73,3%, II – 26,7% (р <0,05); Ген CYP2C19 аллель G681A I группа 63,6%, II – 36,4% (р <0,05); ACE I группа – 61,4%, II – 36,6% (р<0,05); NOS 3 I группа – 61,8%, II – 8,2% (р <0,05). Госпитальная летальность: I группа 11,8% против 3,9% во второй (р <0,05).
Выводы.
- ПИМ развивается быстрее при нарушении проходимости стента, чем вне его.
- Способствовать развитию тромбоза/стеноза стента могут хроническая болезнь почек и сахарный диабет.
- У пациентов с ПИМ на фоне нарушения проходимости стента ниже ФВ ЛЖ, тяжелее клиническое течение, выше летальность.
- Полиморфизмы генов-кандидатов наблюдаются чаще у пациентов с нарушенной проходимостью стента.



