Актуальность. Для эффективного обеспечения безопасности движения поездов необходим анализ причин ошибочных действий и браков в работе с учетом «человеческого фактора», оценка и прогнозирование профессиональной пригодности специалистов с использованием стандартных алгоритмов обследования и критериев оценки, что в конечном итоге будет способствовать снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и повышению безопасности железнодорожного транспорта в целом.
Цель. Провести анализ выполнения простых и сложных сенсомоторные реакции работниками локомотива (РЛ).
Материал и методы. Измерение времени реакции продолжает оставаться одним из перспективных методов в психофизиологических исследованиях, а появление компьютерных технологий в значительной степени повысило интерес к разработке новых методик и экспериментальных схем регистрации времени реакции.
Несомненными достоинствами подобных методик является их объективность, быстрота и простота в использовании. Показателями двигательной эффективности является скорость и точность движения.
Результаты. У РЛ больных ЭАГ и ЖКЗ, здоровых РЛ и у лиц контрольной группы отмечается стабильное моторно-сенсорное реагирование. У здоровых РЛ среднее время простой двигательной реакции статистически достоверно ниже чем у РЛ больных ЭАГ (р=0,045) и лиц группы контроля (р=0,039). У РЛ больных ЖКЗ и здоровых РЛ среднее время простой двигательной реакции достоверной разницы не имело.
Выводы. Несмотря на то, что у РЛ больных ЭАГ отмечается стабильное моторно- сенсорное реагирование, среднее время простой двигательной реакции у них достоверно выше, чем у здоровых РЛ. У здоровых РЛ формируются ведущие двигательные качества, которые и определяют успешность выполнения того или иного вида деятельности.



