ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Full

Актуальность. Ранее гиперчувствительный пневмонит (ГЧП) считался редкой патологией, но в настоящее время в структуре интерстициальных заболеваний легких (ИЗЛ) на его долю приходится около 10%. Длительный, нередко в течение многих лет, контакт с небольшими дозами антигена может оставаться незамеченным, в связи с чем заболевание выявляется уже на стадии фиброза в легких.

Описание клинического случая. Пациентка В., 1961 г.р., работала на птицефабрике (зоотехник), где контактировала с биологическими антигенами (перо птиц, мучная пыль, корма) и профессиональными ирритантами. В 2005 г. перенесла пневмонию с длительным сохранением кашля. В марте 2005 г. началось кровохарканье, источник которого не был выявлен. Кашель стал постоянным. В 2006 г. в стационаре вновь была рентгенологически выявлена «пневмоническая инфильтрация». В 2007 г. после массивного контакта с птицей у пациентки возникли выраженная одышка, удушье, крапивница, распирание в груди, установлена сенсибилизация к перу и кормам.

Была начата терапия системными и ингаляционными глюкокортикостероидами (ГКС). На мультиспиральной компьютерной томографии (МСКТ) легких в нижних отделах легких были обнаружены зоны «матового стекла». Пациентка была консультирована в Северо-Западном научном центре гигиены и общественного здоровья, где ей был установлен диагноз: «гиперчувствительный пневмонит профессионального генеза, хроническая форма, фаза ремиссии. Бронхиальная астма аллергического генеза. Аллергическая крапивница».

Больной была противопоказана работа с вредными веществами химической природы, пылью, аллергенами, промышленными аэрозолями. С тех пор наблюдались частые обострения и ежегодные госпитализации, которые пациентка связывает с продолжающимся кратковременным контактом с профессиональным антигеном. В период цветения приступы удушья происходили до 10 раз/сут, отмечались постоянная одышка, кашель. По данным МСКТ легких 2015 г., в S5 средней доли правого легкого и S8 нижней доли левого легкого выявлялись субплевральные очаги локального фиброза. Анализ на АНЦА – отрицательно. Пациентка получала лечение: ГКС внутривенно и ингаляционно, плазмоферез, медилпреднизолон от 1/3 до 3 таблеток через день, будесонид (суспензия) и ипратропия бромид + фенотерол через небулайзер.

Отличительная особенность клинического случая. ГЧП является ИЗЛ, частота которого недооценена и продолжает расти. Приведенный случай показывает, что ГЧП может выявляться поздно, протекать тяжело и приводить к развитию прогрессирующей дыхательной недостаточности и фиброза легких. Соответствующие больные нуждаются в своевременной диагностике и специализированной помощи.